Теленеделя с 7 по 14 октября
Главное в телевизионных новостях – события в московском районе Бирюлево. Из них в эфире сделали целое постановочное шоу. Но реальная жизнь находит отражение не только в информационных выпусках, но и в сериалах, и в фильмах. О событиях и программных решениях прошедшей недели рассказывает обозреватель Арина Бородина.
Телебирюлево
Эта картинка в новостях была впечатляющей. Сначала в кадре в ночном небе появляется вертолет. Он садится прямо во дворе Петровки, 38. Из вертолета выскакивают бойцы СОБР, человек шесть. Все в полной боевой готовности, с автоматами, в масках, закрывающих лицо. Из вертолета они выволакивают Орхана Зейналова, который подозревается в убийстве москвича Егора Щербакова, жившего в Бирюлеве.
Зейналов весь в черном, невысокого роста. Собровцы с автоматами выталкивают его с заломанными назад руками. Зачем-то кладут на капот машины, обыскивают. Тут же подбегает оператор с камерой, снимает. Хотя до этого зрителям уже показали, как в городском парке все те же бойцы СОБР в масках повалили Зейналова в осеннюю листву, заломили руки, зачем-то сдернули до лопаток куртку. Наверняка и в вертолете обыскали, пока летели. Но раз нужно шоу – шоу показывают, и на камеры подозреваемого обыскивают снова уже и после вертолета. Но и это не конец.
Дальше то, чего в новостях еще никогда не показывали. Но, видимо, в этот раз кому-то очень захотелось. Спецназ в масках по ковровым дорожкам полицейского управления на Петровке тащит подозреваемого Зейналова прямо к главе МВД Владимиру Колокольцеву в кабинет. Рядом с Колокольцевым стоит непременный участник подобного рода телесюжетов – официальный представитель Следственного Комитета Владимир Маркин. Подозреваемого вталкивают в кабинет. Он в полусогнутом состоянии, руки по-прежнему скручены, кто-то из собровцев говорит ему в кадре: "Подними голову". Это чтобы министр смог его разглядеть. Министр смотрит. Маркин смотрит. Собровцы стоят кругом. Следующий кадр — уже без подозреваемого Зейналова.
Дальше в эфире новостей министр говорит о высокой квалификации всех сотрудников, участвовавших в спецоперации, благодарит их, говорит, что "буквально на пятые сутки лицо было задержано", вспоминает о важной роли правоохранительных органов и власти в безопасности граждан, и объявляет о том, что все участники спецоперации будут представлены к государственным наградам.
С небольшими отличиями эти кадры обошли все выпуски новостей федеральных телеканалов. Было полное ощущение, что спецоперация касается не убийства, совершенного в одном из районов города Москвы, а что в стране проводится поимка главного преступника РФ. В эфире бесконечно мелькали слова "задержан", "обезврежен", "СОБР", "вооружен ножом" (потом, правда, сказали, что оружия у подозреваемого не нашли), "предполагаемый убийца", "оказал сопротивление при задержании", "доставлен на вертолете" и еще что-то новое с точки зрения уголовного кодекса про то, что "в устном разговоре с оперативниками признал свою вину".
Странно еще, что при такой стилистике телеэфира каналы не переверстали свои сетки и не вышли со специальными выпусками новостей с летящим в ночном небе вертолетом над Петровкой, 38. И главное, что теперь не стоит удивляться, если в новостях зрителям захотят показать не только, как подозреваемых в преступлении приводят лично в кабинет министра МВД, но и, например, снимут аналогичную сцену в кабинетах Кремля.
А в воскресенье 13 октября, когда в московском районе Бирюлево фактически начался народный бунт, федеральные телеканалы эфир прерывать тоже не стали. Узнать о происходящем можно было лишь на небольших каналах: "Москва 24", "Дождь", "Россия 24", и из прямых трансляций довольно внушительно заявившего о себе теленовичка "Life News".
Впрочем, уже к вечеру и в "Вестях недели" на "России 1", и в "Воскресном "Времени’" на "Первом" события в Бирюлево стали главной темой, к которой в программах возвращались несколько раз. Замолчать происходящее было невозможно, да и, судя по всему, такая задача перед госканалами и не стояла. Это нашло отражение в рейтингах, и в первую очередь, — в Москве.
Показатели итоговых программ были выше обычного. Достаточно сказать, что доля аудитории "Воскресного "Времени’" среди зрителей старше 18 лет составила более 21% и попала в число лидеров в возрастных группах у женщин и мужчин от 25 до 54 лет и у зрителей старше 55-ти.
В "Вестях недели" доля была на уровне 13-14%, что для канала "Россия 1" в Москве — высокий результат. "Воскресный вечер", а также специальный выпуск новостей на "Первом", которые выходили после 23.00, где были прямые включения из Бирюлева, смотрело в столице более 15-16% аудитории. И это больше, чем собирали воскресным вечером фильмы, сериалы и развлекательные программы. Неудивительно, что людей волновали события в московском районе Бирюлево.
Стилистика подачи была также показательной. Сама акция района Бирюлева в эфире госканалов называлась "стихийным сходом" или "мирным народным сходом". В "Вестях недели" в своем традиционном образе выступил Аркадий Мамонтов. То, что его пересказ трагических событий, связанных с убийством 25-летнего Егора Щербакова, заметно отличался от того, что звучало на других телеканалах и в других СМИ, уже не удивляет. У Мамонтова всегда какая-то своя трактовка. Но, отправившись на ставшую печально знаменитой овощебазу, Мамонтов сразу же объявил зрителям, что "теперь там не только продают овощи, но и складируют оружие и наркотики". Никаких доказательств этого в эфире Мамонтов, конечно, не представил, но заявление сделал.
В этом же сюжете можно было услышать выкрики толпы: "Выселять, выселять! Сколько будут русских убивать?" И уже позже, — кадры с овощебазы, которую толпа брала штурмом, с лозунгами: "Русские, вперед!".
Дальше Мамонтов беседовал с двумя молодыми девушками. Одна из них возмущалась: "наш район – это маленький Баку". Другая жаловалась, что "они (приезжие) нас не уважают, считают женщинами легкого поведения, пристают все время, а наши мальчики знакомятся с нами культурно".
Начав с того, что "ночной незваный гость зарезал парня и убежал", Мамонтов выразил озабоченность происходящим в районе Бирюлево, поведением "радикальной молодежи", возложил ответственность на "местную власть", и закончил на том, что "ночь, судя по всему, будет неспокойной".
Дальнейшие прямые включения на канале "Россия 1" были гораздо более информационными.
На "Первом канале" тоже звучали синхроны людей, вышедших на площадь в Бирюлево после того, как там был убит Егор Щербаков.
"Невозможно жить в этом ужасном гетто", "Сделайте уже что-нибудь, чтобы не убивали наших детей", "Страшно на улицу выходить", "Они хозяева и перекупщики", — это все из эфира "Первого" последних дней.
События в новостях 13-го октября в целом излагались так, как они развивались. От "народного схода" до "группы экстремистов, которые стали переходить грань". В спецвыпуске "Первого" даже прозвучал примечательный комментарий: "мы это уже проходили на Манежной площади, где ситуация была почти зеркальная: погибший болельщик, нападение националистов на приезжих… Но, видимо, были выучены не все уроки той очень жесткой московской недели противостояния". Дальше – больше: "именно сегодня, когда мы, судя по всему, еще не очень умеем жить вместе, когда миграционная обстановка невероятно сложная…".
Такое в новостях госканала можно услышать нечасто. Но вот дальше уже все гораздо более предсказуемо: "нападение на полицейского — это нападение на того, кто охраняет наш дом". Или вот еще: "Полицейские – это те люди, которые берегут порядок в нашем городе, защищают от тех, кто не готов жить по общим законам, и от тех, кто нападает на людей с другим разрезом глаз и цветом кожи".
Иногда даже не знаешь, что на нашем телевидении лучше — когда оно молчит и не показывает ничего, или когда начинает показывать все вроде бы как есть, но сопровождает такими выводами.
"Станица" и "Майор" — реалии времени
Фильм "Майор" Юрия Быкова, премьера которого состоялась на НТВ в субботу 12 октября, — про то, как порой бывает на самом деле, "когда полицейские охраняют наш дом". В данном случае в сюжете "наш дом" — это дорога, на которой майор-полицейский, спешивший в роддом к жене, сбивает насмерть ребенка, и с помощью вверенного ему ресурса пытается скрыть следы своего преступления. Фильм вызвал большой резонанс в прессе, его показывали на престижных российских и международных кинофестивалях, он побывал даже в одной из программ в Каннах. И вот через телекэкран дошел и до массового зрителя.
С одной стороны, жесткий криминальный сюжет логично вписывается в программную концепцию НТВ. Но в данном случае это лишь внешние эффекты. Фильм совсем не относится к типовым криминальным боевикам. И такая телепремьера, конечно, — событие знаковое.
Режиссер Быков снял историю про сегодняшнюю жизнь в России. Картина получилась местами просто страшной, в чем-то "рефлексирующей", реалистичной, совсем нетипичной на фоне среднестатистической телепродукции. Здесь в одной истории с несколькими убийствами безвинных людей, нет, и не может быть счастливого конца. Остается чувство безысходности, и ощущение, что в этой драме на зимней дороге, в этой запертой майором машине, где билась горем убитая мать, у которой на лазах только что погиб ребенок, мог оказаться каждый из нас.
В среднем, только по официальным данным, фильм "Майор" на НТВ посмотрело около миллиона человек.
Сериал "Станица" Владимира Шевелькова, который идет вторую неделю на "Первом канале" — более массовый телевизионный продукт. Но его активно обсуждают зрители. Достаточно сказать, что в основе сюжета отчасти лежат события, произошедшие три года назад в станице Кущевской Краснодарского края, где были зверски убиты 12 человек, а за всем этим стояла местная бандитская группировка, державшая много лет в страхе весь район.
В "Станице" действия развиваются тоже в 2010-м. В казачью станицу приезжает молодая женщина (ее играет Мария Шукшина), чтобы навестить свою 16-летнюю дочь. Дочь сбежала из интерната при невыясненных обстоятельствах. Потом выяснилось, что ее изнасиловали. Сама героиня тут же попадает в западню преступной криминальной структуры, во главе которой стоит женщина, так называемая "крестная мать" здешних мест. Играет ее Нина Усатова.
На эту сюжетную канву накладываются: коррумпированные местные правоохранительные органы, казаки, рабский труд, любовная линия, заказные убийства, избирательная кампания в местные органы власти, поголовные взятки. Далее по списку. Картинка, в общем, вполне узнаваемая, но не часто попадающая в сериальный формат, да еще с такими деталями, да и на "Первый канал".
Рейтинги у "Станицы" высокие. Впрочем, если бы не программные изменения, связанные с трансляцией футбольных матчей отборочного цикла Чемпионата мира по футболу (из-за этого "Первый" показывал серии "Станицы" в нетипичные дни – пятницу и даже воскресенье, когда сериалы смотреть не привыкли), то они могли бы быть еще выше. Однако в среднем доля сериала все равно перешагнула порог в 20%, а у зрителей старше 55 лет доля "Станицы" составила почти и все 30%. Это самый популярный сериал недели.
Среди всех зрителей старше 18 лет "Станицу" на "Первом" смотрело около четырех с половиной миллионов человек. Современная, совсем непарадная, полукриминальная жизнь в сериальной оболочке оказалась востребована массовой публикой. Сериал "Станица" не менее популярен сейчас, чем ретросюжеты на исторической основе или мелодрамы про непростое женское счастье, как правило, с экскурсом в советское прошлое. И это при том, что все-таки реальный сюжет событий в Кущевской, которую уже нарицательно называют Кущевка, был страшнее и глубже, чем в "Станице".
История Лены и Саида – главный телехит недели
У "Пусть говорят" на прошедшей неделе случился очередной рейтинговый рекорд. Самые высокие показатели среди зрителей старше 55 лет — у выпуска про личную жизнь жительницы Тульской области Елены. Пока в районе Бирюлево массово выступают против мигрантов и требуют их выселить, пока в новостях показывают спецоперацию с вертолетом и доставку подозреваемого в кабинет министра МВД, людей гораздо больше держит у телеэкрана все-таки совсем другое.
В "Пусть говорят" снова подготовили очередной психодраматический триптих. Вечер первый: муж считает, что жена Лена родила ему сына от другого. Это вечная тема для "Пусть говорят". Семья приезжает в студию. Тут, как обычно, делают тест на ДНК. И вся страна узнает, что, действительно, отец мальчика — кто-то другой.
Через две недели выходит часть вторая. Встает вопрос: кто же отец маленького Димы? И снова в студии… уже претенденты на отцовство. В их числе — некий Саид, который говорит, что он просто знакомый Лены. И снова тест ДНК, и снова все замерли у телеэкранов. В конце программы стало известно, что отец Лениного сына – Саид.
На этом можно было бы поставить точку. Но не в программе "Пусть говорят". И снова через две недели эфир. Саид клянется Лене в вечной любви и даже обещает умереть с ней в один день, предлагает жениться. Но вдруг, по законам жанра, в студии появляется женщина, которая говорит, что она жена Саида, и что в Таджикистане у него трое детей, и что 10 лет назад он их бросил, и с тех пор они про него ничего не знали. Дети Саида тоже в студии… А вы говорите — вертолет.
В итоге общероссийская доля аудитории этого выпуска о запутанной жизни Саида и несчастной Лены среди женщин от 25 до 54 лет составила более 28%. А среди зрителей страны старше 55 лет и вовсе был установлен очередной рекорд: рейтинг — почти 18% (это значит, что у экрана был почти каждый пятый житель этого возраста) с долей выше 32%.
"Молодежка" для молодых
Канал СТС с 7 октября запустил в прайм-тайм по будням свою главную премьеру в сезоне – сериал о жизни молодежной хоккейной сборной провинциального городка. Тема, конечно, неслучайна: впереди Олимпиада в Сочи. Если канал ТНТ, который борется с СТС примерно за одну и ту же аудиторию, как правило, снимает сериалы в провокационной стилистике, чаще более реалистичные и жесткие, то СТС придерживается другой тактики. Здесь сериалы более респектабельные, с лоском, конфликты в основном далеки от социальных. Какие из сериальных форматов – у ТНТ или СТС, — лучше воспринимаются при этом зрителем – сказать сложно. Но, судя по рейтингам, ТНТ у молодых чаще котируется выше. Впрочем, плюс СТС в том, что их сериалы в целом, и ту же "Молодежку" в частности, можно легко смотреть всей семьей. У ТНТ на это могут рассчитывать разве что "Интерны", которые уже какой сезон подряд, — лидер не только у молодежной аудитории.
Сюжет "Молодежки" — это не только спорт (хотя сериал консультировал Вячеслав Фетисов), но и история взаимоотношений молодых людей, их личная жизнь, непростые отношения с родителями. Да и старшее поколение здесь присутствует, со своими драмами и вполне понятными жизненными психологическими портретами. Безусловная удача сериала – это главные герои, "хоккеисты" "Молодежки". На игре молодых в альянсе с опытными и известными актерами пока и держится сериал.
"Молодежка" в меру патриотична и в меру драматична. Хорошая авторская идея. А вот с рейтингами не совсем удачно. То ли с драматургической конструкцией не все сложилось, то ли ввод в сюжет оказался затянутым. Во всяком случае, пока отдача от сериала явно не та, на которую рассчитывали на канале, анонсируя с такой мощью свой главный сериал сезона. Впрочем, большинство серий впереди.
Сейчас в целевой аудитории СТС, среди зрителей от 10 до 45 лет, доля "Молодежки" — на уровне 12% при доле канала в 11%. А среди зрителей от 14 до 24 лет доля сериала чуть выше – более 13%. Довольно любопытно, как дальше будут зрители воспринимать сериал и с каким результатом закончит в эфире "Молодежка" на СТС.
"ХИТ" и другие программные истории
Самым популярным проектом у российских зрителей остается "Голос" на "Первом канале". Его показатели в среднем держатся на уровне 30% доли аудитории среди всех зрительских групп.
А вот проект "ХИТ", который стартовал на канале "Россия 1" в один день с "Голосом", свое пребывание в эфире закончил. Судьба этой музыкальной премьеры "России 1" в отличие от проекта "Первого канала", оказалась совсем незавидной. И рейтинги с первого выпуска были совсем маленькие (доля не выше 7-8%), и место в сетке пришлось поменять: программа не выдержала натиска высоких показателей
"Голоса". А в финале у "ХИТа" случилась еще и серьезная технологическая накладка, такие в эфире больших каналов происходят редко. В пятницу 11 октября, согласно заявленному времени, "ХИТ" начался в 18.30. Спустя пять минут эфир на "России 1" прервался. Зрителям никто ничего не объяснил. Почти полчаса в разгар прайм-тайма в эфире "России 1" крутили рекламные блоки и промо-ролики. Потом, наконец, эфирную дырку "закрыли" показом сериала "Сваты". А саму трансляцию финального выпуска шоу "ХИТ" запустили только в 22.30, спустя четыре часа после положенного времени. Так завершилось в эфире это многострадальное шоу.
На канале НТВ не растерялись. Раз "ХИТ" закончился, то освободилась программная линейка, возможность вывести из-под удара "Голоса" и собственное музыкальное шоу "Хочу V ВИА-гру". С 19 октября канал НТВ перенес его с 20.30 на 19.30, видимо, для того, чтобы улучшить свои рейтинги. Потенциал для этого все-таки есть. Но и на НТВ не удержались на заявленных позициях. "Голос" остался триумфатором.
Неожиданное программное решение принял канал НТВ в прошедшую среду, 9 сентября. Без объявления в программе, в 23.35 здесь вышел фильм под названием "Исключитеlism". Его автор — американская журналистка Аниса Науэй. Она работает в России, на канале Russia Todaу. И в российском эфире уже появлялась: она была автором одной из рубрик в программе главного редактора RT Маргариты Симоньян "Что происходит?", которая пару лет назад выходила на канале РЕН ТВ (сейчас этой программы уже нет).
Теперь Аниса Науэй вышла уже с собственным фильмом на НТВ. Как и в программе "Что происходит?", так и в собственном фильме, американская журналистка, живущая в России, рассказывала зрителям о плохой Америке.
Я спросила на НТВ: с чем было связано столь внезапное появление в эфире канала "Исключитеlism"? Мне ответили, что канал уже не в первый раз показывает зрителям не объявленные заранее проекты, темы которых на НТВ кажутся актуальными.
Актуальными по версии НТВ на этот раз были, как сказал один из экспертов, привлеченных Анисой Науэй, "исключительно скверные поступки" США. Автор отчитывала Америку (не забывая подчеркивать: "моя страна", "мы") за войну в Ираке, ситуацию в Ливии, Афганистане и даже за бомбежку Хиросимы и Нагасаки. Досталось и всем американским президентам последнего десятилетия. За полчаса экранного времени по версии автора, выяснилось, что ничего хорошего в американской политике нет. В финале фильма американский "рэпер-активист" пел: "…Исключительность Америки на жадности построена. Как жаль, что большинством из нас это не усвоено".
То, что российские журналисты в эфире государственных телеканалов, как правило, сильно критикуют американскую политику, — уже давно не новость, но когда это делает американская гражданка – это уже новый поворот в российском эфире. Открытым остается вопрос, на регулярной основе это будет делать на НТВ Аниса Науэй, или ее "Исключитеlism" — явление разовое.
На мой вопрос на НТВ мне ответили, что пока это разовый проект. Время покажет, насколько такой проект может оказаться востребованным на нашем телевидении. Регулярно клеймить Америку устами американской журналистки, разумеется, эффективнее, чем делать это только силами российских корреспондентов.
Другие материалы автора читайте на ее странице "Теленеделя с Ариной Бородиной"