МОСКВА, 16 окт — РИА Новости. Политологи считают в целом разумной концепцию амнистии, предложенную президентским Советом по правам человека (СПЧ), однако у некоторых возникают опасения, что на свободу могут выйти коррупционеры. При этом возможный выход на свободу фигурантов резонансных дел, в частности "Болотного дела" и "дела ЮКОСа", если предложения будут одобрены, станет репутационным выигрышем, полагают эксперты.
В среду СПЧ на своем сайте разместил проект широкой амнистии в честь юбилея Конституции, который накануне отправил на рассмотрение в администрацию президента РФ. Согласно предложениям совета, амнистия распространяется на осужденных за ненасильственные преступления, в том числе участие в публичных мероприятиях.
Разумный и гуманный вариант
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен с основными положениями варианта амнистии и считает их разумными и гуманными.
"Если под амнистию попадут заключенные по "Болотному делу" или Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, я думаю, что это будет плюс, что это вполне адекватно <…> по ним (по приговорам) очень много вопросов со стороны не только оппозиции, но и многих специалистов в юридической сфере", — полагает Макаркин.
Однако возможность амнистирования фигурантов дел, связанных с коррупцией, у эксперта вызвала определенные вопросы. Макаркин напомнил о громком деле учителя Ильи Фарбера, которого суд признал виновным в получении взятки и превышении должностных полномочий и приговорил к семи годам и одному месяцу лишения свободы. Политолог назвал основания, по которым был вынесен приговор, сомнительными, а само дело — одиозным. Он уверен, что если "сельский учитель", как называют Фарбера, подпадет под амнистию, это будет положительным сигналом.
Согласно материалам дела, бывший директор дома культуры "Мошенский" в Тверской области Илья Фарбер летом 2011 года получил 300 тысяч рублей от директора коммерческой организации за то, что позволил подрядчику продолжить ремонтные работы в помещении ДК, а через месяц еще порядка 132 тысяч рублей за подписание акта выполненных работ. На деле же работы были проведены не в полном объеме, и, как считают следователи, подписав указанный акт, он причинил бюджету учреждения ущерб в размере 941 тысячи рублей. Осташковский городской суд Тверской области 1 августа приговорил Фарбера к семи годам и одному месяцу лишения свободы, признав его виновным в получении взятки и превышении должностных полномочий. Сам Фарбер себя виновным не признал. В середине сентября прокурор внес представление в суд о смягчении приговора осужденному до 5 лет лишения свободы.
"С другой стороны, возникает вопрос, стоит ли подводить под амнистию чиновников, которые брали взятки, иногда вымогали взятки <…> Наверное, надо провести некую грань между, условно говоря, Фарбером и Васильевой из министерства обороны, чтобы их очень четко отделить", — полагает эксперт. По его словам, если на свободе окажется чиновник-коррупционер то общество этого "мягко говоря, не поймет".
Улучшение имиджа РФ
Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов согласен с Макаркиным, что ключевыми политическими последствиями этого варианта амнистии может стать возможность освобождения фигурантов громких дел, в частности "Болотного дела", Pussy Riot и "дела ЮКОСа". По словам политолога, на фоне ухудшившегося инвестиционного климата и экономической стагнации необходимы, в частности, некие знаковые шаги, которые демонстрировали бы более либеральную стратегию власти в отношении бизнеса и отдельных представителей бизнеса.
"Выход Ходорковского в этом отношении произвел бы довольно благоприятное впечатление и на отечественных, и — особенно — на западных инвесторов. То есть репутационный выигрыш от освобождения Ходорковского был бы достаточно велик, а политические риски не велики", — пояснил Слатинов, добавив, что Ходорковский не мог бы составить конкуренцию новым оппозиционным лидерам, поэтому риски минимальны.
Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов согласен с коллегами, что возможное освобождение фигурантов резонансных дел улучшит имидж России, будет способствовать снижению напряжения и агрессии в обществе, "которые выплескиваются и в политике, а иногда и в неполитической уличной активности".
Слатинов полагает, что этот вариант амнистии в целом в духе Совета по правам человека. "Мы получили от СПЧ вполне ожидаемый документ <…> Сам СПЧ, предложив именно такой вариант амнистии, еще раз подтверждает репутацию либерально ориентированного органа при президенте, пусть и с совещательными полномочиями", — пояснил Слатинов.