МОСКВА, 15 окт — Прайм, Диляра Солнцева-Эльбе. Третий квартал оказался неожиданно провальным для промышленности РФ, впервые за год продемонстрировав негативную динамику и практически поставив крест на достижении прогнозных 0,7% по итогам года.
Но чуда не произошло, и в июле Росстат зафиксировал спад в промышленности на 0,7%, в августе возобновился небольшой рост — 0,1%, в сентябре он ускорился до 0,3%. Однако это не спасло положение: снижение за три месяца составило 0,1% против нулевой динамики первого квартала и роста в 0,3% во втором квартале.
"По сути, мы видим подтверждение, что промышленность в стагнации. Рост промпроизводства за девять месяцев — 0,1%, и шансы, что по итогам года цифра существенно изменится, наверное, не очень большие", — считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Надежда умирает последней
Риск для промпроизводства РФ не выйти в этом году на скромный прогнозный уровень МЭР признал во вторник и замглавы министерства Андрей Клепач. "При такой динамике может и не получиться, посмотрим", — сказал Клепач, вынужденный уже два раза в этом году сообщать журналистам об ухудшении официального прогноза.
"Чтобы выйти на прогнозную траекторию по году, рост промпроизводства в четвертом квартале должен быть около 1%, а он будет, скорее, от нуля до 0,5%", — считает старший экономист Сбербанк КИБ Антон Струченевский.
Орлова не склонна расценивать ситуацию в промышленности по итогам сентября как критическую. "Поскольку нет дальнейшего скатывания в минус, я бы не оценивала эти цифры как из ряда вон выходящие в негативном ключе. Это некий новый тренд", — отметила эксперт.
Клепач усомнился и в реалистичности оценки роста ВВП в 1,8% по итогам года. "Экстраполяция действительно дает 1,5-1,6%", — вынужден был согласиться Клепач. При этом министерство пока не меняет свой прогноз, все еще рассчитывая на некоторое оживление экономики в конце года.
Неудачный год
Подспорьем для промышленности может стать и постепенный отказ Банка России от поддержания курса национальной валюты, считают эксперты. ЦБ на прошлой неделе расширил "нейтральный" диапазон коридора бивалютной корзины, в котором он не проводит интервенции, до 3,1 рубля с 1 рубля, что предполагает большую гибкость курсообразования рубля.
"Сейчас появляются небольшие позитивные изменения на валютном рынке. Похоже, что ЦБ отпускает рубль в свободное плавание. На мой взгляд, поддержание рубля в итоге и тормозило развитие, так как у рынка создавались ожидания о возможном ослаблении курса", — полагает Струченевский.
В результате банки повышают процентные ставки по кредитам, что при текущей инфляции делает заемные средства для предприятий практически неподъемными. Может быть, с уходом ЦБ с валютного рынка банки начнут постепенно снижать ставки, что несколько улучшит ситуацию в промышленности, не исключил экономист.
"Но это не является панацеей — отпустили рубль, и экономика вздохнула с облегчением. На это потребуется время. Поэтому этот год у нас прошел неудачно", — констатирует Струченевский.
По мнению Орловой, главное разочарование этого года связано с тем, что эффект базы, на который делали ставку власти, то есть слабый рост конца 2012 года, не оказывает очевидной поддержки темпам роста экономики.