МОСКВА, 15 окт — РИА Новости. Российские вузы, получившие господдержку для вхождения в мировые рейтинги, должны ориентироваться на ожидания крупных корпораций и предпочтения талантливых студентов, уделять внимание научным исследованиям и ломать сложившиеся практики, считает профессор Московской школы управления "Сколково", зампредседателя Совета по повышению конкурентоспособности вузов Андрей Волков.
В мае прошлого года президент России поставил задачу о вхождении к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню мировых образовательных рейтингов. В начале мая этого года был объявлен конкурс среди университетов на предоставление господдержки, всего до конца этого года будет выделено 9 миллиардов рублей.
Оценить масштаб
Ректорам вузов, определенных в июне, стоит задуматься над масштабом задач, стоящих перед ними, считает Волков. Он полагает, что после получения первых миллионов начнется самая главная часть амбициозного проекта — перестройка российских вузов. Чтобы стать в один ряд с лучшими университетами мира, простых "улучшений" текущей деятельности будет явно недостаточно.
"Руководителям университетов придется сделать решительные шаги по переформатированию образовательного и исследовательского процесса, перестроить процесс управления и финансирования своих вузов", — заявил РИА Новости профессор школы "Сколково".
Во-первых, по его словам, министерство предложит им стать более автономными и самим определять как содержание, так и форматы образовательных программ. "В этом вопросе вузы в меньшей степени должны оглядываться на российских чиновников, настоящим ориентиром для них станут требования международных аккредитационных агентств, ожидания крупных корпораций и предпочтения талантливых студентов, за которых борются все топ-университеты мира", — отметил собеседник агентства.
Во-вторых, каждый должен внимание уделить научным исследованиям и разработкам, которые, по мнению Волкова, сегодня определяют репутацию и позиции университета в мировых рейтингах.
Новые подходы
Вузы должны по-новому научиться привлекать и работать с зарубежными исследователями, профессорами и студентами, считает эксперт.
"Это означает наращивание количества предметов и дисциплин, которые преподаются на английском языке. Для сравнения, только за последние 5 лет количество магистерских программ на английском языке в вузах Германии, Франции, Испании и других европейских стран выросло в 5-10 раз", — отметил Волков.
По его словам, пока в российских вузах появление такого рода международных программ — единичные случаи. "Один только шаг в этом направлении потребует кардинальных изменений, начиная с активного продвижения программ за рубежом и заканчивая тотальным обучением английскому языку всего персонала вуза — от высших руководителей до преподавателей и простых ассистентов", — сказал профессор.
Каждый из 15 отобранных вузов в ближайшие годы должен реализовать целый комплекс мер, направленных на изменение учебного процесса, запуск международных исследований, перестройку системы управления университетом. "Это достаточно серьезная трансформация, и я должен констатировать, что на этом этапе конкурса далеко не все его участники понимают глубину предстоящих изменений", — заявил зампредседателя.
Дорогое удовольствие
Также должна измениться и финансовая модель, по которой работают российские вузы. Современное образование международного уровня — дорогое удовольствие, отмечает эксперт.
"В лучших университетах мира затраты на обучения одного студента составляют десятки, а порой и сотни тысяч долларов в год. Рассчитывать на деньги самих студентов в этой ситуации не приходится", — сказал Волков.
Он отметил, что в ведущих западных вузах доля доходов от образовательных программ составляет 15-20% (в России — до 90%), остальные средства составляют гранты на исследования, заказы корпораций, коммерциализация разработок. Чтобы войти в число лидирующих университетов мира, отечественные вузы должны ориентироваться на максимальное увеличение доли внебюджетных источников финансирования и создание фондов целевого капитала (эндаумент фондов).
"На Западе вуз может получать до трети финансирования со стороны эндаумент-фонда (энадумент Гарварда — более 30 миллиардов долларов, Йеля — почти 20 миллиардов долларов), тогда как в России по этой модели работают всего несколько вузов и доля целевого финансирования крайне невелика — крупнейший эндаумент у МГИМО, его размер около 30 миллионов долларов", — сказал профессор.
Формирование фондов целевого капитала и привлечение новых источников финансирования, по мнению эксперта, сложный вызов для руководителей вузов РФ, который потребует интенсивной и внимательной работы с корпорациями и выпускниками, переход на международные стандарты финансовой отчетности.
Взгляд в будущее
Изменения должны произойти не только в управлении, образовании или исследованиях, но и означать модернизацию физической инфраструктуры. Российские вузы должны быть комфортными и удобными как для учебы, так и проживания, вот почему выделенные деньги будут распределены между 15 вузами, чтобы произошли реальные материальные улучшения, отмечает Волков.
"Все обозначенные перемены для вузов будут крайне болезненными, так как связаны с кардинальным сломом сложившейся практики. Не все вузы готовы вырваться из текущего образовательного или исследовательского процесса, посмотреть на себя в перспективе 5-7 лет и понять, как они будут вписываться в мировые тенденции образования", — добавил он.
Он отметил, что задачу повышения международной конкурентоспособности образования сегодня решают правительства многих стран мира. В первую очередь — Китай и Индия. И все они сталкиваются с выбором между включением в глобальное образовательное пространств и автономизацией — игнорированием международного тренда и реализацией политики образовательного покровительства с риском в течение 10-15 лет превратиться в образовательную провинцию. "Такой выбор сегодня стоит и перед Россией", — заключил эксперт.