Региональные особенности:
— наличие государственного регулирования тарифов на тепло и электроэнергию,
— дефицит энергомощностей,
— выбытие технически устаревших сетевых и генерирующих мощностей и острая необходимостью в их замене.
Для обеспечения экономического роста региона необходимо развитие энергетической инфраструктуры и, особенно, создание новых генерирующих объектов.
Указом Президента РФ 22 ноября 2012 года было принято решение о докапитализации «РусГидро» в общем объеме 50 миллиардов рублей. Целевые бюджетные средства, переданные государством гидрогенерирующей компании в счет оплаты допэмиссии, будут направлены на строительство первоочередных объектов — ТЭЦ в г. Советская гавань Хабаровского края, первой очереди Сахалинской ГРЭС-2, первой очереди Якутской ГРЭС-2 и второй очереди Благовещенской ТЭЦ.
Новые энергостанции позволят удовлетворить спрос на электрическую и тепловую энергию, заместить выбывающие мощности действующих ТЭЦ и ГРЭС, создать дополнительный резерв мощности и повысить надёжность энергоснабжения потребителей.
В декабре 2012 года выделенные деньги перевели из федерального бюджета в оплату акций «РусГидро». Перед компанией стоит задача — за очень ограниченные сроки, до конца 2016 года, построить и ввести в строй несколько крупных энергетических объектов общей электрической мощностью более 500 МВт и тепловой мощностью 563 Гкал/ч.
Проекты «РусГидро» на ДВ
∙ ТЭЦ в г. Советская Гавань
Станция будет построена г. Советская Гавань Хабаровского края. Электрическая мощность новой ТЭЦ составит 120 МВт, тепловая мощность – 200 Гкал/ч. Среднемноголетняя выработка достигнет 561,0 млн. кВтч.
∙ Первая очередь Сахалинской ГРЭС-2
Станция будет построена в п. Ильинский Томаринского района Сахалинской области. Электрическая мощность первой очереди новой ГРЭС составит 110 МВт, тепловая мощность – 15 Гкал/ч. Среднемноголетняя выработка будет достигать 840,0 млн. кВтч.
∙ Первая очередь Якутской ГРЭС-2
Станция будет построена в г. Якутск Республики Саха (Якутия). Электрическая мощность первой очереди новой ГРЭС составит 170 МВт, тепловая мощность газотурбинных установок (ГТУ) – 160 Гкал/ч, тепловая мощность пиковой водогрейной котельной — 300 Гкал/ч. Среднемноголетняя выработка будет достигать 1 424,1 млн. кВтч.
∙ Вторая очередь Благовещенской ТЭЦ
Станция будет построена в г. Благовещенск Амурской области. Электрическая мощность первой очереди новой ГРЭС составит 120 МВт, тепловая мощность – 188 Гкал/ч. Среднемноголетняя выработка будет достигать 427,0 млн. кВтч.
Схема реализации проектов
Для строительства новых энергообъектов на Дальнем Востоке ОАО "РусГидро" сформирована схема управления строительством, предусматривающая создание четырех компаний (100-процентных ДЗО «РусГидро»), которые будут выполнять функции заказчиков-застройщиков. Им предстоит решать комплекс задач по системному контролю за ходом строительства новых дальневосточных ТЭЦ и ГРЭС, среди которых — формирование пакета разрешительной документации, проведение конкурсных процедур по выбору генподрядных организаций и поставщиков оборудования с последующим заключением договоров с победителями, контроль и приемка выполненных работ, а также сдача готового объекта госкомиссии. Данная схема была одобрена Советом директоров ОАО "РусГидро" в апреле 2013 года.
К настоящему моменту зарегистрированы все четыре компании для строительства новых объектов электроэнергетики на Дальнем Востоке — ЗАО "ТЭЦ в г. Советская Гавань", ЗАО "Сахалинская ГРЭС-2", ЗАО "Благовещенская ТЭЦ" и ЗАО "Якутская ГРЭС-2". Компании поставлены на налоговый учет непосредственно рядом со строительными площадками — в г. Благовещенск (Амурская область), п. Ильинский (Сахалинская область, Томаринский район), г. Советская Гавань (Хабаровский край) и г. Якутск (Республика Саха-Якутия). Соответственно, налоги в региональные бюджеты будут идти с самого начала строительства.
Система контроля целевого расходования бюджетных средств
Для максимальной прозрачности в расходовании бюджетных средств ОАО "РусГидро" сформировало механизм, позволяющий государству в постоянном режиме оценивать и анализировать ход реализации проектов, проверять эффективность капитальных вложений и осуществлять контроль за целевым использованием средств. Подписаны соглашения с Минэкономразвития России, Минэнерго России и Счетной палатой РФ, позволяющие всем заинтересованным ведомствами оперативно мониторить ситуацию на стройплощадках и отслеживать все финансовые потоки. В рамках соглашений планируется проводить совместные совещания, создавать рабочие и консультативные группы, оказывать взаимную экспертную и консультационную поддержку, в том числе при подготовке отчетных материалов для органов исполнительной и законодательной власти.
Важной частью системы контроля целевого расходования бюджетных средств является договор о банковском сопровождении строительства объектов электроэнергетики на территории Дальнего Востока, заключенный между ОАО "РусГидро" и ОАО "Сбербанк" в марте 2013 года. В соответствии с условиями договора Сбербанк обязуется осуществлять комплекс услуг по банковскому сопровождению строительства дальневосточных объектов. В частности, для каждого участника строительства (заказчик, ДЗО заказчика, генеральный подрядчик, субподрядчик) будет открыт обособленный банковский счет (ОБС), с которого будут производиться расчеты по выполненным строительно-монтажным и другим подрядным работам.
Для независимого ценового и технологического аудита, а также анализа соответствия реализуемых технических решений проектной документации по каждому объекту строительства банк нанимает независимую инжиниринговую компанию. Финансирование проекта будет открыто только после согласования независимым аудитором обеих частей проекта — технической части и сметы. В дальнейшем все платежи по выполненным работам (заказ оборудования, строительно-монтажные работы, поставка материалов и строительной техники) будут осуществляться при наличии положительного заключения данной компании.
С целью своевременного информирования правительства РФ, Минэнерго России и Минэкономразвития России о ходе реализации проектов ежемесячно будут формироваться отчеты о расходовании средств с обособленных банковских счетов участников строительства.
Кроме того, в РусГидро будет реализован дополнительный внутрикорпоративный контур контроля целевого использования денежных средств. Ежеквартально правление компании будет отчитываться о ходе реализации проектов перед Советом директоров. Все эти мероприятия обеспечат максимальную прозрачность и полный контроль со стороны государства, других акционеров и прочих заинтересованных сторон при реализации стратегически важных инфраструктурных проектов.