Мусульмане разных стран, в том числе России, 15 октября отмечают праздник Курбан-байрам. Приморье, где, по данным местной мусульманской общины, проживают около 150 тысяч приверженцев ислама, тоже не исключение. Имам владивостокской мусульманской общины Умар Халмурзаев рассказал РИА Новости о том, как его единоверцы будут отмечать праздник, как они относятся к кухне других народов и как мигранты-мусульмане адаптируются к условиям жизни на приморской земле.
- Как будет отмечаться Курбан-байрам в Приморье? Какие блюда правоверные мусульмане поставят праздничный стол?
По продуктам тоже нет сильных ограничений. Есть общие правила для пищи. Халяль — это антоним харам. Харам — это запретное, а халяль — разрешенное. Будь это праздник или будни, мусульманин должен употреблять халяльные продукты, то есть разрешенные Аллахом. Перечислять их можно долго, есть определенная общая формула: запрещены спиртное, свинина и то, что было получено нечестным путем.
В некоторых магазинах можно найти, например, курицу со специальной пометкой "халяльная". Есть халяльная новозеландская баранина. Она отличается от обычной тем, что это не трупное мясо. Вот так мы и ходим по магазинам, ищем разрешенные продукты. Также исламом дозволено принимать мясо, которое порезали христианин или иудей, но если животное не было убито перед этим.
- Приморье соседствует со странами АТР, у нас представлены разные образцы азиатской кухни. Как вы относитесь, например, к китайским блюдам, мусульманам это дозволено?
С Дальнего Востока в подарок родственникам в основном отправляем тоже морепродукты. Это такая визитная карточка Приморья. Еще кондитерские изделия отправляем и различные символы Владивостока. Когда я учился в Медине, в Саудовской Аравии, привез туда рыбу и икру. Арабам икра очень нравится, особенно черная.
- Отправляются ли мусульмане из Приморья в хадж и обязательно ли совершать его пешком?
— Конечно, мусульмане из Приморья отправляются в хадж. Но не обязательно для этого идти пешком. Чтобы хадж был правильным, достаточно поехать в Мекку и совершить особые обряды. Они разные: где-то надо переночевать, где-то постоять, пожертвование сделать, волосы постричь, камни побросать в особом месте.
- У мусульман тоже есть пост. Расскажите, многие ли его соблюдают?
— Большинство мусульман пост соблюдает. Послабления делаются для тех, кто болеет или испытывает какие-то другие проблемы. Но из тех, кого я знаю, большинство держат пост. Ислам сейчас очень сильно прогрессирует, больше появляется знающих все постулаты религии молодых людей, официально обученных в Саудовской Аравии или Египте.
По нашим подсчетам, в Приморье живет около 140-150 тысяч мусульман. Это 10% от полуторамиллионного населения края. Во Владивостоке около 60 тысяч официально зарегистрированных мусульман, это не считая незарегистрированных людей, которые недавно приехали.
- Как современный мир влияет на жизнь мусульман, есть ли запреты, например, на общение в интернете или использование техники?
На общение в интернете также нет запретов. Мусульманин может сидеть в сети, но главное, как он будет пользоваться ею. Если он будет смотреть то, что запретно, общаться с запретными людьми — чужими женщинами, например, тогда это харам. А если человек общается с родными, друзьями, читает книги — это дозволено.
- В прошлом году во Владивостоке были озвучены планы строительства мечети. Как обстоят дела с этим проектом сейчас?
— Дело в том, что земельный участок на улице Катерной во Владивостоке был выделен для татарской общины города Артема. Хотя здесь есть городская религиозная организация "Ислам". Нам выделили земельный участок сначала в одном месте, потом в другом. А сейчас вот землю получила именно татарская община. Только непонятно, почему артемовская, а не местная религиозная община.
Мы попросили администрацию выделить именно владивостокской мусульманской организации участок для строительства мечети — большой, соборной, красивой. Хотя бы на тысячу мест. В целом ситуация потихоньку нормализуется, идет общение с властями, есть понимание, думаю, что все будет хорошо. К тому же существует взаимопонимание между общинами, диаспорами, мы друг другу помогаем.
Я думаю, строить мечеть нужно в месте, до которого любому мусульманину будет легко добраться, не обязательно в центре, главное, чтобы верующий мог легко ее найти.
- Что, на ваш взгляд, привлекает мигрантов из мусульманских государств — бывших советских республик — в Приморье?
Я считаю, для того чтобы с мигрантами не было проблем, нужно немного усовершенствовать миграционное законодательство, порядок въезда, точно определить, кому можно здесь работать, кому нельзя. К примеру, на стройки саммита АТЭС официально было привлечено много мигрантов, которые хорошо работали, и в том числе благодаря им город преобразился.
Разумеется, у всех свои интересы. Основной интерес мигранта — прокормить семью. Большинство из них не планирует здесь жить, они хотят заработать, чтобы прокормить близких, оставшихся на родине, и вернуться. Тех, кто хотел бы остаться, очень мало.
- Сложно ли мигрантам из Средней Азии, приехавшим в Приморье, адаптироваться здесь, ужиться с местным населением?
Впрочем, в трудный период на помощь приходит мусульманская община. В Приморье нет разных исламских течений, каждый, кто считает себя мусульманином, брат другому мусульманину. Мы вместе совершаем намаз, уважаем друг друга, помогаем. И, конечно, относимся с уважением ко всем, кто живет вокруг нас. Потому что, как сказал пророк, мусульманин доложен быть примером для окружающих.
Конечно, мусульмане, как и последователи всех других религий, бывают разные, с разной степенью богобоязненности, следования канонам ислама. Есть люди, которые придерживаются всех догм, стараются поступать, как учит пророк. А есть такие мусульмане, которые не следуют Корану до конца.
- А как происходит обмен информацией среди мусульман, есть ли сайты или газеты, как люди узнают последние новости из родных мест?
Еще в Приморье есть совет национальных общин, в который входят представители местных сообществ и диаспор: киргизы, таджики, ингуши, чеченцы, украинцы, русские. Раз в месяц мы собираемся, обсуждаем дела. Работают и общественные организации.
А о том, что происходит на родине, каждый узнает сам. Связаться с любой страной сейчас стало легко, у всех же есть сотовые телефоны. Самые грамотные общаются по интернету, через скайп.
- Расскажите немного о себе: как вы решили стать имамом, было ли это сложно?
— Я родом из Киргизии, из города Ош. Учился в обычной школе, в девятом классе хотел стать врачом. Но однажды друг посоветовал мне пойти в центр изучения Корана, и там все переменилось: я начал духовную жизнь.
Университет в Медине похож на любой другой. Только в обычных вузах учат наукам, а здесь дают духовное образование. А так все одинаково: занятия с утра, экзамены, баллы, стипендию платят. В Исламском университете очень правильно объясняют ислам, там радикальной трактовки нет.
Когда вернулся на родину, решил поехать во Владивосток, чтобы зарабатывать, как и другие мои земляки. Познакомился здесь с братьями-мусульманами, они пригласили в мечеть.
Однако в будущем я хочу продолжить образование. Вот получу гражданство и поступлю учиться на стоматолога или на инженера-архитектора.