ВЛАДИВОСТОК, 2 окт — РИА Новости, Илья Горбунов. Социология, религиоведение и юриспруденция — эти и другие предметы преподают узбекам и таджикам в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Корреспондент РИА Новости побывал на первом осеннем уроке для мигрантов из Средней Азии, чтобы узнать, чему и зачем помимо русского языка учат гастарбайтеров во Владивостоке.
Год от года качество преподавания в таджикских и узбекских школах постепенно снижается, заявляют эксперты. В связи с этим в нашей стране растет число мигрантов, которые ничего не знают о российском обществе, законах и других аспектах жизни. Это создает трудности как для самих мигрантов, так и для официальных органов и работодателей. В связи с этим ФМС в ряде регионов России организовала бесплатные курсы для гастарбайтеров.
Главное — привести их в первый раз
"Все подошли? Никто не опоздал на занятия? Сейчас я буду зачитывать список, а вы указывайте, есть ли в нем ваша фамилия или нет. Опоздавших подождем, но только недолго", — заявляет сотрудница приморской миграционной службы, стоя у ворот пропускного пункта ДВФУ.
Урок для мигрантов проводят в одной из аудиторий университета на острове Русский. Это неудобно для "учеников", ведь все добираются сюда самостоятельно, а автобусы чаще всего заполнены студентами. Но зато преподаватели могут проводить лекции, не отрываясь надолго от своих основных обязанностей. И это правильно, ведь за такие дополнительные занятия им не доплачивают, все только на бесплатной основе.
Представитель пресс-службы УФМС России по Приморскому краю Алексей Щетинин рассказывает мне, что мигранты неохотно идут на первые занятия. Потеря целого дня, пусть даже и на полезные лекции, их не очень прельщает.
"Впрочем, потом они втягиваются и ходят на них уже сами. Тут главное — их не принуждать, ведь люди с восточным менталитетом не сильно любят принуждение, даже если учиться им приходится для собственной пользы", — делится своими мыслями Алексей.
Правда, он сразу же объясняет, что сбегающих с занятий учеников нет. Даже самые ленивые или, наоборот, нетерпеливые из мигрантов уже на первых лекциях понимают пользу от подобных знаний.
Через некоторое время я с будущими слушателями прохожу в аудиторию для занятий. Она очень большая и снабжена современной техникой: здесь есть электронная доска, проектор и аппаратура для воспроизведения аудио- и видеофайлов. На будущих "учеников" такие масштабы явно производят впечатление, и перешептывания "не по делу" заканчиваются.
Социология "на пальцах"
"Первое, что нужно дать понять собравшимся на курсах иностранцам, это то, что культурное и социальное устройство общества в России имеет серьезные отличия от их собственного, но при этом в нем легко разобраться. Они этого не понимают, да и очень часто не считают такие вопросы важными, а это серьезная ошибка, которая портит им все пребывание на территории нашей страны и тормозит адаптацию", — делится своим мнением доцент кафедры социальных наук Кирилл Колесниченко.
Это уже третья группа подобных учеников у Колесниченко. Работать с ними ему нравится, кроме того, преподаватель рассказывает, что, объясняя мигрантам устройство российского общества, он сам учится подстраиваться под особенности национальности своих необычных студентов. Ведь временами они как дети, а временами могут задавать очень серьезные и тяжелые вопросы.
"Можем ли мы рассчитывать на непредвзятость приморцев, и не будет ли проблем связанных с нашей национальностью? Ведь очень часто можно увидеть, что люди не очень рады мигрантам", — спрашивает один из приезжих из Таджикистана.
В ответ лектор объясняет, что чувство недоверия к приезжим могут испытывать жители любой страны. И для того, чтобы адаптироваться на месте, необходимо научиться не придавать ему серьезного значения.
"Сейчас, по сути дела, вы для них незнакомцы, но, узнав вас лучше, они могут изменить свое мнение. Простой пример: приезжий в большом городе может не знать, как надо вести себя на улицах, — рассказывает Колисниченко. — Он будет глазеть вокруг и тыкать везде пальцем, но вскоре поймет, что так поступать некрасиво, и исправится", — говорит преподаватель, и все мигранты согласно кивают головами.
"Только через интерес от них можно добиться понимания. Следует искать общие для восточных и западных культур аналогии. Они ведь не понимают простые истины не из-за безграмотности, а потому что у них так не принято. Зато у них принято что-то другое, и на примере их традиций можно объяснять им наши", — отмечает преподаватель.
Религиоведение для приверженцев ислама
"Культура в России основана в основном на православии, и мигранты очень часто опасаются, что они, будучи приверженцами ислама, не смогут в него влиться. Поэтому очень важно им объяснить, что это не так", — рассказывает лектор внимательно слушающим его мигрантам.
"Они должны понимать, где можно и нужно руководствоваться принципами ислама, а где нет. Ведь иногда навязывание своих обычаев и нравов может быть не только неправильным, но и противозаконным", — объясняет мне Колесниченко.
По его словам, уроки религиоведения ведут не только обычные преподаватели, но и представители Владивостокской епархии. На таких занятиях мигрантам рассказывают историю православия, его общие догмы. При этом главный акцент делается на то, что христианство и ислам имеют общие корни. В дальнейшем, по мнению преподавателей, понимание этого поможет избежать конфликтов на религиозной почве.
На вводном уроке никаких заданий "ученики" не получили, он больше похож на беседу, чем на полноценное занятие. Но, как оказалось, такая вводная часть была лишь предисловием к по-настоящему серьезным вопросам, от которых фактически и будет зависеть их пребывание в России — вопросам миграционного законодательства.
Когда лучше без практики
Следующая часть занятия посвящена не теории, а тому, с чем каждый мигрант постоянно сталкивается на практике, — правам, обязанностям и законам для иностранцев, прибывающим в Россию. Ведет ее заместитель начальника УФМС по Приморскому краю Эвелина Гонтова.
Во время урока она пытается донести до мигрантов лишь одну простую мысль: "Не надо бояться закона, надо его знать и не нарушать". Все слушатели лекций, хоть и прожили в России не один день, судя по ответам на вопросы сотрудника УФМС, о правовой основе своего пребывания в этой стране имеют лишь смутные догадки.
"Эта часть занятий для нас, конечно, важнее всего, ведь самостоятельно разбираться в российском законодательстве очень сложно, а депортировать тебя могут за очень многое, — делится впечатлениями от лекции 26-летний уроженец Таджикистана Нодир. — Тут же подробно расписывают, что мы должны делать, чтобы работать в России. Например, разъясняют, как оформлять документы для получения разрешения на работу. Мы очень благодарны за такие уроки".
"Никто из пришедших на занятия не жалеет о времени, которое они провели на лекциях. Мало того, у нас уже понемногу образуется очередь на эти курсы. Ведь дело тут даже не только в том, что они помогают в адаптации, а в том, что они интересны и дают понимание российского общества в целом", — объясняет настроение своих товарищей руководитель общественной организации узбеков "Адолат" Баходир Нураков.
На занятия этим мигрантам придется ходить еще пару месяцев. Окончив их, они получат сертификат. Он не будет иметь государственной силы, однако станет дополнительным плюсом при устройстве на работу. Однако главная польза от курсов, конечно, совсем не в бумаге.