Рейтинг@Mail.ru
Пономарева: мы в 1989-м придумали, что в стране есть предприниматели - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пономарева: мы в 1989-м придумали, что в стране есть предприниматели

© Фото : Дмитрий Азаров/КоммерсантъКсения Пономарева во время пресс-конференции на тему: "Окончание сбора подписей в поддержку кандидатуры И.Рыбкина, передача подписных листов в ЦИК РФ, итоги поездки И.Рыбкина по странам Европы и США". Пресс-конференция прошла в Центральном офисе агентства "Интерфакс".
Ксения Пономарева во время пресс-конференции на тему: Окончание сбора подписей в поддержку кандидатуры И.Рыбкина, передача подписных листов в ЦИК РФ, итоги поездки И.Рыбкина по странам Европы и США. Пресс-конференция прошла в Центральном офисе агентства Интерфакс.
Читать ria.ru в
Первый главред "Коммерсанта-Daily" - об отношениях газеты с властью и бизнесом

Автор: Екатерина Кронгауз

Между выходом пилотного "нулевого" номера "Коммерсанта" и фактическим стартом еженедельника прошло почти полгода – сказался перфекционизм главного редактора Владимира Яковлева. В январе 1990 года в СССР появилась регулярная деловая газета, через которую прошли многие из самых известных российских журналистов и медиаменеджеров.

Ксения Пономарева (1961, Москва) – журналист, медиаменеджер. В 1992-1995 годах – генеральный директор АОЗТ "Схема-5", главный редактор журнала "Ревизор". В 1995 году – первый заместитель директора Дирекции информационных программ ОРТ (Общественное российское телевидение – ныне Первый канал). В 1996-1997 годах — главный продюсер Дирекции информационных программ ОРТ. В октябре-ноябре 1997 года – и. о. генерального директора, а с декабря 1997 по октябрь 1998 года – генеральный директор ОРТ. На президентских выборах 2000 года – заместитель руководителя предвыборного штаба Владимира Путина. В 2003-2004 годах член совета директоров "Столичной Вечерней Газеты". На президентских выборах 2004 года – руководитель предвыборного штаба Ивана Рыбкина. Живет в Москве.

В 1991-1992 годах – главный редактор еженедельника "Коммерсантъ"; в 1992 году – первый главный редактор газеты "Коммерсантъ-Daily".

– Правда ли, что за устройство на работу к Владимиру Яковлеву нужно было платить? Как это происходило?

– Зимой 1988 года я работала в Дипломатической Академии МИД СССР преподавателем словацкого и польского языков. На полставки. Но в Дипакадемии. Но на полставки. И у меня был методологической конфликт с завкафедрой. Короче, перспектив там у меня не было. Так что в один прекрасный день я отправилась в справочно-информационную службу "Факт", которая обещала гражданам устроить их на работу в кооператив, которым к тому времени можно было почти все. А я все-таки несколько языков знала, по русскому-литературе могла детей репетировать и т.п. Ну пришла я, заполнила анкету. Отдала 10 рублей. Девушка с анкетой отправилась в служебное помещение, скоро туда позвали и меня. Появился Яковлев собственной персоной и предложил мне работать у него – вот так же обещать гражданам… Он мне понравился – Володя же обаятельный. Вернули ли мне 10 рублей — не помню.

Через год с небольшим мы с Леонидом Злотиным уже клепали периодическую брошюрку с названием типа "Вестник кооперации". А там и до еженедельника уже было недалеко.

– Когда говорят о "Коммерсанте", всегда говорят о новом языке – как ему учили? Как его формулировали?

– Да особо никак. Жесткая структура заметки – что, где, когда, почему, кому выгодно. "Эксперты Ъ". И вообще просто спокойный, естественный, без пафоса и излишеств язык. Голливуд вместо Малого театра. Экспертом по данному вопросу является [советник Яковлева в 1992-1997 годах] Александр Тимофеевский.

– Сразу ли этот язык стал понятен авторам? Много ли вы их редактировали и как это процесс происходил? Все ли с этим новым языком были согласны?

– Не совсем сразу, потому что требования не были внятно сформулированы. Рерайта в еженедельнике не было, все делали редакторы отделов и сам Владимир Яковлев. Несогласные? А зачем идти в контору, с установками которой ты не согласен?

– Вы подписывали нулевой номер "Коммерсанта-Daily" как главный редактор. До этого вы возглавляли еженедельник?

– Я была главным редактором еженедельника де-факто с осени 1991-го, де-юре – с весны 1992 года. Поскольку на момент запуска Daily продолжать выпуск еженедельника не планировалось, я автоматически "перетекла" в новую должность.

– В чем заключалась ваша работа?

– Как у любого главного редактора. При наличии верховного судии в лице Владимира Яковлева.

– Про Яковлева все вспоминают как про гениального тирана. Был ли он, на ваш взгляд, тираном и был ли он гением?

– Да, и тем, и другим, конечно. Причина, по которой я с ним дважды расставалась, была одной и той же: он говорит "это хреново, переделай", но объяснить, как именно надо переделать, не может или не хочет. Я человек рациональный, меня это достает.

– Как набирали людей в "Коммерсантъ"? Была идея брать не журналистов, чтоб не переучивать, а где искали этих "нежурналистов"?

– В еженедельник народ как-то сам подсобрался, там и было всего человек 20, среди которых было вполне достаточно журналистов. В ежедневную – публиковали у себя же объявления, просили прислать короткое "сочинение" на тему "Почему я хочу работать в "Ъ". Потом – собеседование.

Первое время "Коммерсантъ" платил за информацию, сейчас так делает LifeNews, тогда это казалось нормальным? Как вообще проходила работа с источниками?

– Нет под рукой УПК, не могу судить о сроках давности.

– Вы помните, насколько больше "Коммерсантъ" платил по отношению к другим изданиям?

– Я не знаю, я до "Коммерсанта" в СМИ не работала. Спросите у [Андрея] Васильева или [Леонида] Милославского.

– Как власти и бизнес реагировали на газету?

– Власти – никак. Был разгул перестройки и гласности. При этом до конца 1991 года существовала официальная цензура, и каждый номер надо было "литовать". Но они не зверствовали – так, попросят номер воинской части убрать и тому подобное. Несколько раз типография "Красная Звезда", где печатался еженедельник, отказывалась печатать какую-нибудь особо вызывающую карикатуру на первой полосе. Ну договаривались как-то.

Бизнес – с благодарностью. Это же мы их придумали.

– Вы помните момент, когда "Коммерсантъ" на что-то повлиял впервые, и стало ясно, что это отдельная какая-то сила, четвертая власть?

– Еще раз: мы в 1989 году придумали, что в стране есть предпринимательское сословие. Так и влияли. Про четвертую власть не скажу – никогда этого не чувствовала. Все это – Голливуд.

– На что вы ориентировались, если не было никаких конкурентов?

– На Wall Street Journal.

– В какой момент появилась идея делать ежедневный "Коммерсант"?

– В конце 1991-го. Яковлев решил, что нам тесно в еженедельном формате.

Деловая газета "Коммерсантъ". Справка >>

– Сколько времени прошло от идеи до реализации?

– Девять-десять месяцев.

– Были ли какие-то проблемы при переходе на ежедневный формат?

– Да, конечно, одномоментный рост числа сотрудников в несколько раз снижает управляемость системы.

– Как была устроена рекламная служба в "Коммерсанте" и в какой момент он стал приносить деньги?

– Еженедельник окупался с тиража. Рекламная служба много раз реорганизовывалась, вопрос к Евдокии Хабаровой.

 

– Вы довольно быстро ушли из "Коммерсанта", объясняя это тем, что вы с Яковлевым "резко разошлись во взглядах на правила отношений между начальниками и подчиненными". Что это значит?

– Есть причина, и есть повод. Причина – я устала от "это дерьмо, пойди переделай" незнамо как. Повод – после того, как мы наконец отправили пилот ежедневной газеты в типографию, я, не спавши две ночи, поехала домой, и на полпути в машину (да, у меня был телефон в машине) позвонил Яковлев и велел вернуться в редакцию. Я спросила, зачем, он высказался в духе "я начальник – ты дурак". Я вернулась, сделала, что велено, и написала заявление об уходе.

Владимир Яковлев о том, как и с кем он издавал первую деловую газету России >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала