Накануне мусульманского праздника жертвоприношения Курбан-Байрам корреспондент РИА Новости Григорий Кроних побеседовал с имам-хатыбом соборной мечети в Новосибирске Салимом Шакирзяновым. Он рассказал, как отмечают Курбан-Байрам в условиях сибирского мегаполиса, сколько человек могут совершить паломничество в Мекку, сколько это стоит и почему русский язык для местных мусульман стал языком проповеди.
– Салим Накипович, празднику жертвоприношения Курбан-Байрам предшествует хадж – традиционное паломничество. Сколько новосибирцев в нынешнем году совершает хадж?
— Сейчас 66 паломников из Новосибирской области совершают хадж, еще 50 сибиряков отправились в паломничество через нашу соборную мечеть. В прошлом году всего было 50 паломников, в позапрошлом – 80. А когда был кризис, в Мекку отправилось всего 15-18 человек.
– В Сибири – пока да, очереди нет, но общее число паломников ограничено квотами, которые выделяет королевство Саудовская Аравия пропорционально мусульманскому населению страны. Так в нынешнем году России было выделена квота на 18 тысяч человек. В европейской части страны – в Москве, Татарстане, Башкирии – очередь уже возникает, люди ждут по два-три года.
– Сколько требуется денег, чтобы совершить хадж?
– В прошлом году была специальная акция, и цена хаджа была всего 60 тысяч рублей, в нынешнем полная цена – 4,3 тысячи долларов. Люди копят, бывает, всю жизнь, потому что каждый мусульманин, если может, должен раз в жизни совершить хадж. Были случаи, когда мы и 80-летних бабушек провожали в паломничество.
– Пять лет назад праздник проводился зимой, чтобы люди не мерзли, мы еще до праздника резали барана и готовили мясо в двух казанах, чтобы гости, особенно дедушки и бабушки, могли согреться горячей едой. Сейчас не так холодно, но мы эту традицию продолжаем, она такая – по-настоящему сибирская…
– Ритуальные жертвоприношения животных вызывают неприятие части горожан, как здесь избежать конфликта?
– Да, такие проблемы возникали в свое время, хотя мы убирали с территории и грязный снег, и все отходы. Сейчас (осенью) жертвоприношения на территории мечети не нужны еще и потому, что кровь будет впитываться в землю… Но, в любом случае, поскольку горожане были недовольны жертвоприношениями в Новосибирске, мы уже четыре года не проводим их здесь.
Сейчас люди договариваются с фермерами, которые готовы предоставить и жертвенных животных, и место, где их можно заколоть и разделать.
– Во всех четырех мечетях города, чтобы люди друг другу не мешали, иначе в соборной мечети люди не помещаются, многим приходится молиться на улице. Поэтому в этот раз праздник состоится и в практически отремонтированной мечети на улице Димитрова, и в новой – на улице Мира. Когда проходил праздник Ураза-Байрам, мы эту схему – праздник в четырех мечетях сразу – уже отработали.
– Когда мечеть на улице Мира будет достроена, и чем она отличает от уже существующих?
– Мечеть практически готова, остались мелкие недоделки. Отличается она, прежде всего, размером – она больше соборной мечети раза в три. Еще тем, что на территории мечети запроектировано строительство пятиэтажного здания, в нем расположится медресе – духовное училище, а также квартиры для молодых имамов и дом для престарелых. Правда, денег пока хватило только на то, чтобы вырыть котлован для этого здания.
– В праздник мечети заполняются, а в обычные дни?
– Когда в конце 90-х была построена соборная мечеть, она была заполнена прихожанами наполовину, а сейчас давно переполнена, поэтому и стали строить мечеть на улице Мира. Она должна полностью удовлетворить потребности мусульман.
– В последние годы количество мусульман растет за счет трудовых мигрантов. Насколько выросла сейчас мусульманская община региона?
– По данным последней переписи, представителей народностей, традиционно исповедующих ислам, в регионе около 300 тысяч человек. Это татары, узбеки, казахи, таджики, азербайджанцы, туркмены, а сколько из них религиозные – это уже трудно сказать. Летом, когда сюда приезжает много людей на заработки, на пятничную молитву в соборной мечети собирается до трех тысяч человек, а зимой – около 1,5 тысяч.
– Это правильные меры, человек, когда к кому-то приезжает в гости, он должен стараться изучить язык, образ жизни, менталитет местного населения и уважать его. Что касается языка – у нас самих возникают проблемы. Вот я – татарин, а сюда приезжают киргизы, узбеки, начинают в мечети говорить на своем языке, и я не могу их понять.
Мы пятничную молитву проводим по-русски – чтобы все могли понимать, а не одна национальность, но кто русского языка не знает – для того это проблема. Мы одно время при мечети вечерами организовывали курсы русского языка, но с наступлением строительного сезона учеников не стало, а возобновить курсы позже не удалось.
– Я считаю, что государство должно обеспечивать работой, прежде всего, коренное население. Если есть ограничение, которое идет на пользу местному населению, то это нормально, это правильный приоритет для государства. Это же касается и любых других ограничений.
Недавно возникал вопрос с доступом в детские сады для детей трудовых мигрантов. Если человек приехал на время – то он не должен претендовать на то, что доступно гражданам страны, он должен сам оплачивать и обучение, и лечение, для этого есть частные школы и больницы.
– Какие проблемы есть у местных мусульман, какие вопросы их волнуют?
– Сейчас ситуацию в Сирии обсуждают – что там люди мирные гибнут. Большинство поддерживают действия России, что она пытается помочь урегулировать конфликт.
– Какие у вас есть планы по развитию мусульманской общины?
У нас одно время была такая частная школа, но она закрылась из-за того, что плата была слишком высокой из-за больших расходов на содержание здания. Поэтому в отдаленных планах, после того, как будет построено медресе, мы хотим попросить у мэрии земельный участок под школу.
– Меняется ли с годами отношение горожан к выросшей мусульманской общине?
– Еще пять лет назад на прихожан, на женщин в национальных платках смотрели искоса, но сейчас люди более спокойно и толерантно относятся друг к другу. Детишки из соседних домов лазят в сад мечети за ранетками – такие уже совсем нормальные соседские отношения…
В заключение я хочу поздравить всех с праздником Курбан-Байрам, пожелать счастья, милости, милосердия, и чтобы люди в этот день совершали добро, приносили пользу себе, близким, жителям нашего города, а также, чтобы праздник прошел в мирном, добром течении.
СПРАВКА: Праздник мусульман Курбан-Байрам отмечается в течение трех дней, в 2013 году его начало пришлось на 15 октября, поскольку дата определяется по лунному календарю и сдвигается каждый год. Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения, жертвенным животным обычно является баран. Если режется крупный рогатый скот, то жертва приносится от семи человек. Желательно приносить жертву от каждого члена семьи.
Мясо животного принято делить так: одна треть раздается нуждающимся, пожилым людям, вторую треть люди готовят дома в праздник и приглашают гостей, а еще одна треть остается для питания семьи.
Курбан-Байраму предшествует хадж – традиционное паломничество мусульман в Мекку. По завершении хаджа начинается праздник. Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хадж, если у него есть для этого возможности. Если обстоятельства не позволяют ему совершить паломничество, то это обязательство с него снимается.