БРЮССЕЛЬ, 11 окт — РИА Новости, Мария Князева. Еврокомиссия отрицает связь между ситуацией с усиленным режимом досмотра автомобилей из Литвы на границе с Россией и подачей Евросоюзом запроса на созыв панели арбитров ВТО для разрешения спора по режиму уплаты утилизационного сбора на машины в РФ, сказал в интервью РИА Новости еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт.
По данным литовской стороны, с 30 августа на пунктах погранконтроля между Литвой и Калининградской областью российская сторона усиленно досматривала зарегистрированные в Литве легковые автомобили, следующие в обоих направлениях, а с 11 сентября начала детально проверять и грузовики, страна загрузки которых — Литва. Ранее на текущей неделе де Гюхт говорил, что ЕС может поднять вопрос досмотра автомобилей на совете по товарам в рамках ВТО 18 октября. Затем ФТС России сообщила, что с 10 октября снимает усиленный таможенный контроль на границе с Литвой.
В четверг, 10 октября, ЕС сообщил о намерении созвать панель арбитров ВТО по разрешению вопроса режима уплаты утилизационного сбора на автомобили в РФ.
"Нет, связи нет. Перед тем как запросить созыв панели, мы должны пройти через внутреннюю процедуру, консультации. Это занимает четыре-пять недель", — сказал еврокомиссар де Гюхт в ходе интервью.
Сейчас утилизационный сбор уплачивается только при ввозе машин в Россию. ЕК считает этот режим дискриминационным для импорта автомобилей из ЕС. Евросоюз 9 июля инициировал процедуру разрешения спора с РФ в ВТО по этому вопросу, хотя в Госдуме уже находился законопроект, по которому российские производители также будут уплачивать сбор. Правила организации отводят участникам спора 60 дней на двусторонние консультации, этот срок истек 7 сентября, и ЕС получил право запросить формирования специальной панели (группы) по урегулированию спора с участием сотрудников ВТО.
Госдума на текущей неделе приняла в первом чтении законопроект по уплате российскими компаниями утилизационного сбора.