Один из ведущих австрийских политических и общественных деятелей старшего поколения Вольфганг Шюссель возглавлял правоцентристскую Народную партию с 1995 по 2007 год, а с 2000 по 2007 год занимал пост федерального канцлера республики. В настоящее время Шюссель возглавляет центр "Диалог Европа-Россия", он участвовал в заседании Дискуссионного клуба "Валдай" в сентябре 2013 года. Корреспондент РИА Новости в Вене Андрей Золотов побеседовал с Шюсселем о концепции "американской исключительности" и различии между попытками навязывать ценности и влиять в области ценностей.
- Когда вы были на Валдайском форуме, вы были свидетелем начавшейся в том числе с участием президента РФ Владимира Путина дискуссии о концепции "американской исключительности". Насколько обоснована и жизнеспособна, на ваш взгляд, эта концепция как таковая? И, может быть, как следствие, могут ли одни государства навязывать другим свои системы ценностей?
- Своего рода "концерт наций", последовавший за Венским конгрессом 1815 года?
— Идея концерта — довольно интересная. В концерте никто не солирует. Разумеется, и скрипки важны, и трубы важны, и литавры важны. Концерт становится концертом, когда все музыканты играют одно произведение, и оно должно быть гармоническим произведением!
- Тем не менее, есть же и возможность влиять? Граница между влиянием на кого-то и навязыванием чего-то очень неопределенная, нет? Как бы вы их разделяли?
— Сегодня невозможно ничего навязать. Правила становятся универсальными, если все участники соглашаются их принять. Это случилось в ООН, когда права человека были записаны в виде своего рода глобальной конституции — Хартии. По этому поводу было всеобщее соглашение. Можно, конечно, попытаться что-то навязать. Это может удастся на какое-то время, в отношении слабого партнера или соседа, но в мировом масштабе это невозможно.
— Совершенно верно. Но всегда нужны элиты, чтобы о чем-то согласиться, чтобы что-то предложить, чтобы принять законы. Конечно, очень важно, чтобы общества принимали такое лидерство. Но есть необходимость в концепции представительного лидерства. Конечно, хорошие лидеры — это те, кто действуют в соответствии с консенсусом большинства граждан.
- Вы недавно возглавили в Вене конференцию на тему "Многообразие традиций, многообразие транзитов, многообразие модернов". Подразумевалось, что нет одной системы модернизации и что страны и цивилизации, происходящие из различных традиций — например, даже внутри христианства Восточное Христианство и Западное Христианство — будут иметь разные модели модернизации.
— Возвращаясь к вопросу о расколе между Восточным и Западным Христианством, нельзя забывать, что есть огромная область консенсуса между ними. Наверное, 95% общего и 5% различий. Глядя на последние десятилетия, на то, что сделано, в особенности папой Бенедиктом XVI, патриархом Алексием и в огромной мере патриархом Кириллом, — есть растущее взаимопонимание. У нас общие проблемы — потребительство, христианофобия не только вовне, но и внутри наших обществ. В России есть традиционная концепция "верующих", но настоящие верующие — меньшинство! То же самое на Западе — в Австрии, Германии, Франции. У нас лаицистское большинство.
- И напряженность растет!
— Растет! Я вхожу в совет директоров фонда Бертельсмана в Германии, который производит мониторинг религиозности в разных странах, и мы это наблюдаем. Есть две опасности — когда государство слишком сильно контролирует религиозные организации — посмотрите на некоторые исламские страны. С другой стороны, есть опасность подрыва положения Церквей в наших обществах, пренебрежения правом Церквей высказываться по общественным вопросам. Мы не должны допустить вытеснения Церквей из общественной сферы. Это безусловное право верующих участвовать в общественных делах, но государство не должно вмешиваться в дела религиозных общин. Есть эта обоюдоострая угроза, о которой мы не должны забывать.