Сезон лесных пожаров подходит в России к концу, однако "масла в огонь" при обсуждении состояния лесов в стране подливают принятые в конце лета — начале осени единая субвенция и "лесная конституция" РФ, дебаты вокруг которых до сих пор не затихают. Предвосхищая официальное заявление Рослесхоза об итогах сезона, эксперты лесной отрасли назвали РИА Новости причины пожаров, рассказали, сколько леса сгорело в этом году, кто из регионов стал "рекордсменом", и дали прогноз, будем ли мы гореть в следующем сезоне.
Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы Greenpeace России.
Пожароопасный сезон 2013 года в лесах России прошел в целом относительно спокойно, по крайней мере, по сравнению с тремя предыдущими годами. Точный подсчет пройденных огнем площадей еще предстоит сделать, но по предварительной оценке затронутая пожарами лесная площадь составила около 1,5 миллиона гектаров — это примерно в семь раз меньше, чем в 2012 году.
Об итогах и уроках
Второй важный итог 2013 года состоит в том, что впервые после многолетнего перерыва в нашей стране начали принимать реальные меры против практики массового бесконтрольного весеннего выжигания сухой травы. К сожалению, необходимые правовые меры против этого к началу пожароопасного сезона принять не успели (не успели и до сих пор); однако Минприроды, Рослесхоз, Минсельхоз, МЧС и власти многих регионов значительно усилили контроль за подведомственными им организациями и территориями — и количество поджогов удалось резко снизить. Системой спутникового мониторинга пожаров FIRMS весной 2013 года было зафиксировано на 53% меньше пожаров на безлесных природных территориях, чем в среднем за предыдущие 10 лет.
Изменение ситуации с лесопожарной статистикой и с выжиганием сухой травы — это в большой степени результат работы Greenpeace. На протяжении многих лет мы добивались того, чтобы органы государственной власти правдиво отчитывались о масштабах лесных и торфяных пожаров — как в оперативном режиме, так и по итогам сезона. От этого зависит, как быстро и в каком количестве выделяются дополнительные силы и средства на тушение пожаров, и на предотвращение их в будущем.
Сезон 2013 года выявил, а чаще подтвердил, и множество проблем в сфере охраны лесов от пожаров. Многие регионы явно сработали на пределе своих возможностей: для тушения лесных пожаров даже в относительно благополучный и спокойный год почти везде не хватало людей, оборудования, топлива. Часто пожары удавалось удержать под контролем лишь благодаря тому, что люди работали буквально на износ — а это, во-первых, делает работу на пожаре чрезвычайно опасной, и во-вторых, не позволяет быстро реагировать на ухудшение ситуации. Красивые планы тушения лесных пожаров во многом оказались "липой".
О будущем
Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России.
К счастью для нас всех, катастрофических лесных пожаров в наиболее населенных регионах нашей страны в 2013 году не произошло. По данным Рослесхоза на начало сентября этого года, в лесах зафиксировано более 9,7 тысячи возгораний на общей площади 1,3 миллиона гектаров, что примерно соответствует площади целой европейской страны, например, Черногории. В этом году "рекордсменами" по лесным пожарам стали Якутия, Карелия, Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, Иркутская и Амурская области, Красноярский и Забайкальский края, Бурятия.
Европейскую часть России спасло, в основном, обилие снега зимой и дождливое лето. Но, безусловно, органы власти и управления сделали определенные выводы из болезненных уроков 2010 года. Приняты, хотя и пока очень слабо контролируются, запреты на выжигание травы и стерни около лесов. Убраны некоторые бюрократические барьеры, мешавшие эффективному использованию имеющихся ресурсов для борьбы с пожарами, в регионы поступила новая техника. Но, к сожалению, приходится признать, что пока к эффективному "отражению огня" мы не готовы.
О спутниках, НЛО и деньгах
К сожалению, "человеческий фактор" по-прежнему недооценивается органами управления лесами. Так, в 2013 году, по данным Рослесхоза, лишь 38% возгораний произошли по вине человека. Что же вызвало остальные 52%? Вулканическая деятельность? Метеориты? Корабли инопланетян? "Сухие грозы", на которые удобно "сваливать" ответственность за лесные пожары, являются достаточно редким погодным явлением, на счет которого специалисты относят в среднем не более 10% лесных пожаров, хотя в некоторых, особенно малонаселенных районах, они действительно являются весьма значимой причиной лесных пожаров. Основным фактором возникновения пожаров остается именно человек, вернее, отсутствие эффективной профилактики выявления и тушения лесных пожаров.
Крайне важно обнаружить и потушить лесной пожар в самом начале, пока он не охватил большие территории. Современные методы обнаружения пожаров из космоса позволяют выявлять их достаточно быстро (хотя и здесь есть сложности, связанные с отсутствием отечественных спутников, выполняющих эти задачи), но слабым местом остается оперативность обработки информации и невозможность быстрого реагирования на местах из-за отсутствия людей и ресурсов. Не меньшее значение имеет работа инспекторов лесной охраны, обладающих соответствующей техникой и полномочиями, и ответственных не как сейчас за многие тысячи гектаров лесов, а за небольшой обход, особенно если он находится вблизи от дачных участков.
Недостаток финансирования, в том числе в сфере охраны лесов от пожаров, является одной из главных проблем. По экспертным оценкам, в настоящее время наше лесное хозяйство получает средств из федерального бюджета в 3 раза меньше нормативной потребности. А если сравнить объемы финансирования лесного хозяйства РФ с ведущими мировыми лесными державами, то в России на 1 гектар леса расходуется в 140 раз меньше средств, чем в США, и в 19 раз меньше, чем в Финляндии. В Канаде ежегодно тратится на предотвращение лесных пожаров не менее одного миллиарда долларов, в США – 2-2,5 миллиарда. В России (в 2010 году) — 2,2 миллиарда рублей (после 2010 года финансирование увеличилось, но все равно остается недостаточным).
Государство затрачивает на мониторинг, профилактику и борьбу с природными пожарами в 30 раз меньшее средств, чем страны Северной Америки. Проблема в том, что в России, в отличие от многих стран, все средства, собранные за пользование лесом (налоги, пошлины) в обязательном порядке "перекачиваются" в федеральный центр, и только после этого в виде субвенций частично, иногда со значительной задержкой, возвращаются на места. Поэтому на местах не всегда есть возможность оперативно подготовиться к пожароопасному сезону – приобрести технику, запастись топливом.
О прогнозах
Угроза крупных лесных пожаров в Европейской части России сохраняется и продолжает нарастать: проблема осушенных торфяников решена (причем частично) только в Московской области, тысячи гектаров заброшенных торфоразработок в прилегающих областях по-прежнему остаются бесхозными землями с очень высоким риском возникновения пожаров. Кроме того, большое количество сухой древесины в лесах – одного из важнейших факторов возникновения лесных пожаров – добавила вспышка короеда-типографа, уничтожившего на огромных площадях ельники в Московской, Владимирской, Калужской, Тульской и других областях Европейской части России: площадь погибших ельников только в Московской области оценивается в 45 тысяч гектаров. Если учесть воздействие "ледяного" дождя, ураганных ветров и других неблагоприятных факторов, приведших к частичной или полной гибели деревьев, становится понятным, почему объемы сухой древесины – топлива для лесных пожаров – достигли опасного максимума.