Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реформа Роскосмоса плюс "концернизация" всей страны

Константин Богданов анализирует начавшиеся кадровые перестановки в космической отрасли.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Встреча Д.Медведева и О.Остапенко. Фото с места события
Остапенко назначен главой РоскосмосаРанее сегодня в Роскосмосе опровергали информацию об увольнении с поста главы агентства Владимира Поповкина и о назначении на его место Олега Остапенко. Премьер Дмитрий Медведев выразил надежду, что "целый ряд проблем, который, к сожалению, последнее время наблюдался в деятельности в Роскосмосе", с приходом Остапенко будет решен.
Предположительный план кадровых перестановок в руководстве российской космической отрасли, похоже, начинает действовать: в отставку отправлен глава Роскосмоса Владимир Поповкин, его сменил заместитель министра обороны генерал-полковник Олег Остапенко. Попробуем разобраться, что может произойти дальше и в какой логике государство намерено проводить политику в высокотехнологических секторах экономики.

Предположения в неизвестности

К сентябрю 2013 года руководство страны в целом определилось с тем, что делать с космической отраслью. Роскосмос планируется поделить на, собственно, Федеральное космическое агентство (заказчик и регулятор) и государственную Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК), в которую будет передана вся производственная база отрасли.

Олег Остапенко, архивное фото
Биография Олега ОстапенкоЗамминистра обороны РФ Олег Остапенко освобожден от должности.
Уже далеко не первый день в СМИ циркулирует описание возможных кадровых назначений в этой схеме. Нынешний глава Роскосмоса Владимир Поповкин якобы отправляется на пост советника президента, на его место будто бы приходит заместитель министра обороны Олег Остапенко (эта часть только что сбылась), а ОРКК может возглавить президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров.

В среду вице-премьер Рогозин доложил президенту окончательную схему реформирования космической отрасли и получил его одобрение. По-видимому, именно там и была дана отмашка на административные и кадровые преобразования, начало которых мы наблюдаем.

Назначение Олега Остапенко в целом логично. Генерал-полковник (теперь уже в отставке) Остапенко станет третьим подряд выходцем из руководства космических войск во главе космического же ведомства — как до него Владимир Поповкин с Анатолием Перминовым.

Кроме того, Роскосмосу в его постреформенной ипостаси помимо контрольно-заказывающих функций будут переданы задачи выработки отраслевой научно-технической политики. Остапенко же, напомним, с ноября 2012 года являлся замом Сергея Шойгу "по науке" и курировал перспективные разработки в интересах Минобороны.

Ракета-носитель Протон-М упала при старте с Байконура
Эксперт: ракетной отрасли РФ необходимо глубокое реформированиеОснования для реформы - истощение кадрового капитала в отрасли, а также ее неэффективная структура, заявил эксперт в космической отрасли, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
Эпоха "эффективных"

Но логику можно проследить и в другом, пока что гипотетическом назначении. По сведениям прессы, после разделения структуры Роскосмоса на Федеральное космическое агентство и Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК), последнюю может возглавить нынешний президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров.

Возможное назначение Игоря Комарова можно анализировать и с клановых позиций — в этом смысле некоторые наблюдатели уже высказались о грядущем усилении влияния главного национального чеболя "Ростех" и бессменного теневого "министра оборонной промышленности" Сергея Чемезова.

Однако куда интереснее посмотреть на сам принцип отбора кадров для такого назначения. Благо оно уже не первое, и потихоньку выстраивается в систему.

Словосочетание "эффективный менеджер" в промышленности является самым страшным ругательством, которое только можно представить. Тому есть масса причин, и большая часть из них совершенно объективна. Однако так случилось, что поколение "менеджеров" в последние годы начало получать высокие посты в оборонных монополиях.

Наиболее заметные примеры можно найти на той же орбите "Ростеха" — это финансисты Андрей Реус и Дмитрий Петров, руководители, соответственно, "Оборонпрома" и его выстроенной из разрозненного вороха предприятий "дочки" — корпорации "Вертолеты России". Еще одним примером является специалист по проблемным активам Роман Троценко, пришедший из частного бизнеса на пост президента ОСК, а потом ушедший оттуда в "Роснефть" заниматься шельфовыми проектами. Гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко, с его опытом работы в нефтегазовых структурах, тоже далеко не танкостроитель и не железнодорожник.

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин
Почему Роскосмосу прописали разделениеПо-другому с Роскосмосом поступать уже нельзя, считает Константин Богданов.
Все эти примеры объединяет один характер задач: реструктуризация собственности и налаживание работы концерна как единого делового организма. В случае с "Вертолетами России" все получилось скорее превосходно, чем просто хорошо, с ОСК вышло далеко не так гладко.

Существующая пока только на бумаге ОРКК, собственно, именно в решении этих задач и нуждается. Во всяком случае, руководители вплоть до вице-премьера Рогозина, уже не первый год говорят одно и то же: отрасль переразмерена, мощности недозагружены и нуждаются в обновлении, необходима единая политика управления, контроля качества и единая техническая политика.

Диктат директората

Можно спорить о том, готов ли Комаров к такой задаче, равно как и любым удобным способом можно оценивать опыт его пребывания на "АвтоВАЗе". Речь сейчас о том, что перед нами — прием, который элиты "государственно-промышленного комплекса" начинают применять как рутинный уже на самом верхнем уровне и в самых сложных отраслях.

В этом, на самом деле, кроется возможный ответ на неоднократно задававшийся вопрос о том, как эти элиты видят себе идеальный конечный результат своей промышленной политики. Очень просто они его себе видят: государственные (полностью или превалирующим образом) по форме собственности монополии, тесно интегрированные с точки зрения принятия ключевых стратегических решений с высшими политическими кругами страны.

Ядром этих реформ, по идее, должно быть создание устойчивых, плотно интегрированных в мировую экономику отраслевых бизнесов, которые могут функционировать, строго говоря, с минимальной зависимостью от мутаций административно-политической конъюнктуры и формы собственности концернов.

С точки зрения же внутреннего устройства, трудовых отношений и поведения на внешнем рынке эти "корпоративные машины" не должны ничем отличаться от стандартного облика таких же концернов Запада или индустриально развитого Востока (этот пример ближе — скажем, в Китае такие компании есть почти в каждой отрасли). 

По сути, это мечта советского директора, только не "красного" из 1990-х, который жил иной раз с горизонтом планирования в полгода и соответствующими темпами "монетизации" вверенных фондов себе в карман. Это скорее идеал партийно-хозяйственной элиты 1980-х: управлять по-социалистически, а получать, потреблять и платить работникам по-капиталистически.

Осталось понять, насколько этот затянувшийся процесс постсоветской трансформации экономики, живо напоминающий бессмертный гашековский "умеренный прогресс в рамках законности", позволит остановить нарастающую деградацию одного конкретного сектора — космического.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала