Неожиданно найдя общий язык с Америкой по сирийскому вопросу, Россия так же неожиданно оказалась в состоянии дипломатической войны сразу с двумя странами Европейского союза – Нидерландами и Литвой.
Вы можете себе представить ситуацию: приехав в Россию по приглашению работающего здесь дипломата своей страны, гражданин страны НАТО вскоре оказывается в непосредственной близости от президента РФ? Не можете? И правильно делаете. А вот в Литве я оказался именно в таком положении.
Прибыв в независимую Литву в 2000 году с кратким визитом, я ожидал, что эта поездка будет первой и последней в моей жизни. Но вышло по-другому. Неожиданно для себя я подружился с несколькими местными жителям и стал периодически наезжать к ним в гости.
Жили мои друзья в расположенном совсем рядом с Вильнюсом поселке Турнишки. А еще в том же поселке находятся резиденции президента и премьер-министра Литвы. И очень скоро, с близкого расстояния, я мог наблюдать тогдашнего главу литовского государства Валдаса Адамкуса – степенного пожилого джентльмена, который неторопливо прогуливался по парку.
Куда бы я ни ехал – не важно, один или в сопровождении местных друзей, – я ни разу не сталкивался с проявлениями недоброжелательности. Не везде говорили по-русски. Но везде старались сделать так, чтобы я чувствовал себя максимально комфортно.
На фоне этого безусловно позитивного личного опыта межгосударственные отношения Литвы и России с каждым годом казались мне все более странными и парадоксальным. Я никак не мог осознать: почему литовская политическая элита с таким подозрением и с таким страхом относилась и относится к Москве?
Причину постоянных трений в отношениях России с Латвией и Эстонией еще можно объяснить логически. В этих странах большие русские диаспоры. И должно пройти время, прежде чем в Таллинне и Риге свыкнутся с мыслью: их независимости никто и ничто не угрожает, а наличие большого числа русских жителей – это для их стран не минус, а плюс.
Но в Литве граждане коренной национальности составляют 84,1% населения. Русских здесь всего 5,8%. Даже при всем желании их сложно объявить "пятой колонной", которая спит и видит конец литовской независимости.
Вот моя версия. Литовская политическая элита добровольно решила жить не настоящим или будущим, а прошлым. Официальный Вильнюс исходит не из современных геополитических реалий, а из своих психологических комплексов и страхов.
Употребляя слово "комплекс", я не ставлю перед собой цели кого-либо обидеть или пристыдить. Комплексы и страхи есть у всех или у почти всех. И относится это не только к отдельным людям, но и к государствам, включая такие великие державы, как Россия, Китай или США.
Почему, например, в конфликте между "красными кхмерами" Пол Пота и Вьетнамом Америка некогда поддерживала именно бывшего кровавого кампучийского диктатора? Соображениями высокой морали или здравого смысла такую позицию не объяснишь. А вот если начать оперировать в ходе анализа такими понятиями, как "психологический комплекс, вызванный поражением" или "иррациональное желание отомстить", все мгновенно становится на свои места.
Одним словом, наличие у страны "политико-психологических комплексов" – это своего рода неизбежность. А вот что не является предопределенным, так это степень влияния таких комплексов на современный политический курс того или иного государства. В Литве, как мне кажется, подобное влияние является неоправданно большим.
Да, если бы я был литовцем, я бы тоже без всякого удовольствия вспоминал о 1940 годе – моменте, когда литовское государство было "добровольно включено" в состав Советского Союза. Но спрашивается: жители какой европейской страны могут с удовольствием вспоминать о 1940 годе? Разве что жители нейтральных Швеции и Швейцарии, да и то далеко не факт.
Я бы понял литовских политиков, если бы существовала хоть крошечная вероятность повторения 1940 года. Но ведь такой вероятности нет. А раз так, то почему бы Вильнюсу не начать проводить политику, исходя не из горестных исторических воспоминаний, а из современных национальных интересов своей страны?
На первом месте среди этих интересов, с моей точки зрения, находятся нормальные отношения с соседями – в первую очередь с Россией. И не надо говорить, что построить такие отношения мешает "империалистический курс" Москвы в виде высоких цен на газ для Литвы и запрета на ввоз в РФ литовских молочных продуктов. Мне кажется, что литовские политики уже многие годы путают причину со следствием. "Мяч" находится на их стороне. И чем быстрее в Вильнюсе это осознают, тем лучше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции