Председатель городского совета Красноярска в этом году сменился впервые за последние 16 лет, новым спикером стал Валерий Ревкуц. В интервью РИА Новости он рассказал о своем отношении к Универсиаде-2019, практике наращивания госдолга и о том, как будет выстроена работа совета в условиях многофракционного политического расклада.
— Секрета нет. Когда началась предвыборная кампания, я заявился от партии "Единая Россия", боролся с другими кандидатами в округе, у меня было желание стать депутатом и не более того. И до подведения итогов выборов, пока не стала ясна политическая конфигурация будущего городского совета, никаких мыслей его возглавить не было.
Затем поступило предложение от людей, которые знают меня достаточно длительное время, мы обсудили этот вопрос. Я им сказал, что соглашусь, если большинство поддержит это предложение. Скажу прямо: я не был ни в одном кабинете больших начальников, ни с кем не согласовывал свои действия, свою кандидатуру и так далее.
К чести партии она продемонстрировала умение договариваться и согласилась с мнением тех людей, которые предложили мою кандидатуру. Вот и вся фабула.
— Я всегда избегаю самооценок. Мне кажется более правильным, когда эти оценки дают другие люди. Тем не менее, скажу: я прожил, как мне представляется, очень интересный кусок жизни, у меня была разная работа, были разные ситуации. Работа была, в основном, с людьми. В то же время я достаточно неплохо разбираюсь во многих технических вопросах.
Жизненный опыт я получил не малый, начал рабочим и знаю, что такое мозоли. Работал мастером, старшим мастером, руководителем предприятий, руководителем партийного органа, руководителем хозяйствующего органа — исполкома районного совета. Причем в Ленинском районе, где было сконцентрировано 47% промышленного потенциала Красноярска.
Для меня было великолепной школой общаться с руководителями таких предприятий, как завод "Красмаш", комбинат железобетонных и металлических конструкций, завод синтетического каучука, завод резинотехнических изделий, химкомбинат "Енисей". Это все предприятия союзного значения.
На посту секретаря краевого комитета работал с руководителями крупнейших промпредприятий края – всех, начиная от Норильского горно-металлургического комбината. Общался на уровне министерств и ведомств. Я полагаю, что этот опыт и предопределил выбор тех людей, которые предложили мне председательствовать в горсовете.
— Все решения уже приняты, и я оставил страховую компанию, которую создавал. Кстати, в некоторых СМИ настойчиво звучат вопросы о том, что якобы та страховая компания, в которой я работал, имеет договоры страхования транспорта в городском совете. Докладываю: я специально провел проверку, нет таких договоров. Весь транспорт застрахован в Красноярском филиале ОАО "АльфаСтрахование".
Что касается Сибирской ассоциации страховщиков, я переговорил с возможным преемником, на собрании совета ассоциации с меня уже сняты полномочия.
- Вы в горсовете представляете партию власти, но при этом у единороссов только треть мандатов. При таком политическом раскладе рассчитываете отстроить работу горсовета без ожесточенного фракционного противостояния с представителями других партий?
— Ожесточенное противостояние может быть только в том случае, если депутаты пренебрегут интересами избирателей. Но каков смысл этого противостояния?
Я просмотрел все агитационные материалы, все лозунги, под которыми люди шли в депутаты. В основном все было сконцентрировано на тех недостатках, которые имеются в системах жизнеобеспечения города. Это жилищно-коммунальный комплекс, транспортные проблемы, медицинское обслуживание, то есть то, что каждодневно задевает интересы каждого человека.
Полагаю, сейчас у всех избранных депутатов есть возможность доказать делом: мы услышали своих избирателей и приступаем к реализации обещанного. Мы должны структурировать эти наказы, посмотреть, каким образом их реализовать в рамках социально-экономического развития города, как отобразить их в бюджете на этот и последующие годы, предусмотреть в целевых программах.
С исполнительными органами власти мы эту тему уже обсудили, все понимают, что над теми вопросами, которые волнуют горожан, нужно работать.
— Мне кажется, что депутаты, которые только пришли, быстро "встанут на крыло". Мы создадим для них все условия. Уже работаем с новичками, чтобы скорее погрузить их в сложнейший бюджетный процесс, потому что нам нужно провести серьезную корректировку бюджета этого года. В этом есть крайняя необходимость и затягивать нельзя. И тут же приступим к работе над бюджетом 2014 и 2015-2016 годов.
В этой работе депутаты со стажем поделятся своим опытом с молодыми, мы ни от кого ничего не будем скрывать. Здесь нет соревнования, кто придет к финишу первым. У всех один интерес — работать как можно качественней и приносить больше результата.
— Те, кто пришел из бизнеса в городской совет, уже имеют имя, они состоялись как предприниматели. У них, как мне кажется, интерес не корыстный, им важно общественное признание. Они хотят свой опыт распространить на всю деловую жизнь города.
Если возникнет какое-то лобби, то оно будет отстаивать интересы не одной фирмы, а отрасли. В коллегиальном органе по-другому решения не принимаются. Здесь не удастся кому-то одному решить для себя проблему снижения налогов или льготного выделения земли.
Мне один депутат говорит: "Невзирая на то, что в таком-то квартале против меня голосовали, я тут сделаю за свой счет детскую площадку". Вот если бы каждый таким образом поступал, мы бы действительно очень быстро сделали наш город более привлекательным.
- Минимум 36 детских площадок можно построить – по числу депутатов.
— Можно, и не только их.
— Тем и хороша та политическая конфигурация, которая сложилась в нынешнем горсовете – здесь нет доминирующей силы, которая, имея 50% плюс один голос, может навязать только свое видение разрешения проблем. В любом случае будет принято консолидированное решение, это залог серьезного, рачительного отношения к бюджету. Будем экономить, искать эффективные, оптимальные решения, искать новые подходы.
Одна из самых серьезных возможностей для развития города на ближайшие годы — это шанс провести здесь всемирную Универсиаду. Нужно понимать, что Универсиада — это дополнительные федеральные средства для развития города и дополнительный ресурс для всего края. Не использовать его — значит откровенно сказать, что нам город не интересен. Мне он интересен, я поэтому в нем и живу.
Универсиада нам нужна хотя бы для того только, чтобы преобразовать лицо города. Помните, как мы готовили и проводили Спартакиаду народов СССР? Сколько тогда мы получили спортивных сооружений. Другой пример: в советское время кто-то критиковал нас, когда мы начинали строительство "Крастяжмаша". Но это строительство дало нам возможность построить и новые водозаборы, новые тепловые мощности, новые жилые микрорайоны.
Сейчас весь город, все мы должны сплотиться и совместными усилиями попытаться сделать примерно то, что сделали в Казани, когда они готовились к летней Универсиаде. Ведь в Казани действительно построили новый город. Если нам удастся хотя бы приблизиться к этому, можно будет говорить, что мы совершили великое дело.
— Никто во власти не ликует от того, что растет долг. Никто хорошо в долг не жил и никогда жить не будет, потому что долги рано или поздно нужно отдавать. Чтобы жить без заимствований, нужно более эффективно работать. Если мы заемные средства направили на дело, которое повысит эффективность нашей работы, это нормально. А если мы их просто проедим, не инвестируя в нормальные проекты, это очень плохо.
Мы утратили экономическую эффективность, нам нужна выработка на одного человека в несколько раз больше, чем сейчас. Дело не в лености, просто мы так реализуем наш человеческий и технический потенциал. Мы утратили достаточно много, исчезли крупные промпредприятия, экономический потенциал Красноярска значительно просел.
В советское время в регионе был лозунг о дополнительном выпуске продукции на миллиард рублей. Эта программа подвергалась критике, разным негативным оценкам, но это была форма мобилизации людей, и она приносила пользу. Те, кто тогда критиковал, сегодня говорят, что программа была хорошая.
Главное, что в советское время темпы роста производительности труда в обязательном порядке обгоняли темпы роста заработной платы. Мы сейчас иногда ратуем только за заработную плату, забывая о производительности. Вот в условиях низкой нашей эффективности, как нам относиться к государственному долгу? В долг плохо жить, надо жить на свои. Имея рубль в кармане, на два рубля обед не закажешь.
— Есть. Сейчас мы работаем над корректировкой бюджета. Пока сложно говорить об исполнении в целом, есть экономия по части статей, есть средства, которые поступили из вышестоящих бюджетов. Это нужно распределить. Корректировка будет произведена в сторону более рачительного и эффективного использования финансового ресурса.
Мы стараемся закрыть все направления, чтобы выполнить все те социальные обязательства, которые есть у города. Это создание мест в детских дошкольных учреждениях, обеспечение жильем молодых семей и другие направления.
- Наверное, самым ожидаемым событием для каждого красноярца является окончательное решение Международной федерацией университетского спорта относительно проведения Универсиады-2019 в Красноярске. Верите в победу и в то, что город после этого решения получит дополнительный толчок к развитию?
— Красноярский край – это без малого 14% территории России, масштаб говорит сам за себя. И регион, и его столица имеют хорошую историю. Я думаю, мы заслуживаем того, чтобы федеральные средства были вложены как дополнительный ресурс в то, чтобы наш город стал более привлекательным. Для проведения Универсиады у нас есть вся необходимая инфраструктура и природно-климатические условия.
Когда приглашают гостя, наводят порядок в своем доме. Подготовка к Универсиаде позволит нам прибраться лучше обычного: развить объекты инфраструктуры, подтянуть социальные нормативы. Мы вот все смотрим на развитый Запад, на растущий Восток, но пусть и на нас кто-то равняется. Вот эта та цель, которая должна объединить всех красноярцев вокруг Универсиады. Для этого надо и рисковать, и вкладываться.