НОВОСИБИРСК, 9 окт — РИА Новости, Григорий Кроних. "Почта России" когда-то выполняла социальную роль, объединяя все пространство страны и поставляя населению пенсии и газеты. Развитие коммуникаций лишило ее части функций, но конкуренты еще долго не смогут выстроить такую же мощную логистическую сеть, а тем более, в той же ценовой категории, считают новосибирские социологи, опрошенные РИА Новости.
Всемирный день почты отмечается 9 октября по инициативе Всемирного союза почтовиков, членом которого является и Россия.
ФГУП "Почта России" — государственная почтовая служба в РФ — включает в себя 86 филиалов, около 42 тысяч объектов почтовой связи на всей территории страны. Штатная численность "Почты России", согласно данным компании, около 380 тысяч сотрудников. Ежегодно они доставляют более 1,5 миллиарда писем, 48 миллионов посылок и 113 миллионов денежных переводов.
Только письма?
Государственная почта теряет свои позиции вследствие технического прогресса, с которым не поспоришь, считает доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Сибирского института управления Александр Новокрещенов.
"Когда-то расстояния между городами измерялись от одного почтамта до другого — настолько значимыми и обязательными были эти объекты. Почта доставляла корреспонденцию и людей — на почтовых станциях держали специальных почтовых лошадей для путешественников. То, что почта не выполняет прежнюю роль, это естественно", — говорит Новокрещенов.
"Например, в Штатах работает много украинцев, и они активно шлют на родину посылки. Их шустрые соотечественники организовали под них службу доставки. Но пока посылки по доступной цене в нашей стране доставлять некому, то почту закрывать рано, во всяком случае — пока не придумали какую-нибудь телепортацию", — говорит собеседник.
Кандидат социологических наук, завкафедрой общей социологии экономического факультета НГУ Татьяна Черкашина вспоминает, что в позднее советское время за почтой были закреплены три основные функции: доставка информации — через подписку на газеты и журналы, доставка личной корреспонденции населению, пенсионное обеспечение.
"Банковская система отняла у почты функцию доставки пенсий. Развитие телевидения, интернета, связи уничтожило институт подписки. У "Почты России" осталась одна функция — доставка корреспонденции. Потери сократили доходы почты, при этом она оказалась не готова к тому буму интернет-торговли, к которому оказались готовы потребители", — говорит социолог.
Крупные интернет-магазины создают свои системы доставки, и здесь, как считает собеседница, государственной почте уже не угнаться. Поэтому будущее почты зависит только от того, как она сможет выполнять оставшуюся функцию.
Социальная сеть
В массовом сознании почта остается и госучреждением, и социальным институтом, уверена доктор социологических наук, ректор Нового сибирского института Надежда Вавилина.
Но за последние 20 лет почта перестала соответствовать этому образу, а население, считает собеседница, относится к ней не просто критично — оно перекладывает на почту недовольство, вызываемое другими госучреждениями.
Впрочем, по мнению Вавилиной, сейчас "Почта России" — единственный оператор, чьи услуги доступны большинству населения. И это при том, что никто из операторов не безупречен.
"Одна коммерческая служба недавно доставляла мне листок бумаги из Новосибирска во Владивосток десять дней за очень хорошие деньги. На этом фоне "Почта России" смотрелась бы лучше", — говорит она.
Собеседница уверена, что потери позиций "Почтой России" не безвозвратны, во всяком случае, сейчас у нее нет сильных конкурентов, готовых обеспечить качественные услуги за доступные для большинства деньги.
"Когда-то почта была в самом захудалом колхозе, это значит, что у нее сохранились связи, что наработана логистика, есть кадры", — говорит Вавилина.
По ее словам, почта надеется на поддержку государства, она не умеет работать эффективно, сокращать издержки, формировать профессиональные кадры и "достойно оплачивать их работу". "Если она сумеет преодолеть проблемы, то возродится и ее социальная функция", — считает собеседница.
Черкашина также говорит о социальной роли почты. По ее словам, наряду с системами образования и здравоохранения, транспортной сетью почта всегда была государственным институтом, объединявшим страну, связывающим все ее пространство, включая самые отдаленные уголки.
Собеседница предполагает, что для отдаленных населенных пунктов в качестве варианта развития возможно объединение почтовых отделений с отделениями Сбербанка.
"Если у нас есть цель поддерживать сеть, которая создает пусть на символическом уровне единство страны от Калининграда до Дальнего Востока, то тогда почту необходимо поддерживать. Насколько государство захочет эту социальную функцию видеть и поддержать, от этого тоже зависит, что будет с "Почтой России" в будущем", — говорит она.
Новокрещенов напоминает о еще одной важной функции "Почты России", которую пока никто не отменял, и которая востребована государством.
"Все официальные сообщения — приглашения, юридические бумаги, бумаги из налоговой отсылаются по почте, то есть для официальной деятельности государства значение почты не уменьшилось. Возможно, появление электронного правительства, электронной подписи и изменит когда-нибудь ситуацию, но пока бумага в конверте с печатью — это доминанта", — уверен собеседник.