Не так давно перешедший из Третьяковской галереи на должность арт-директора МВО "Манеж" Андрей Воробьев рассказал в интервью РИА Новости про будущее Музея дизайна и Музея книги художника, выставки музейного уровня и ресторан под крышей. Беседовала Светлана Янкина.
- Вы говорили, что хотите сделать пространство "Манежа" более музейным для того, чтобы показывать выставки самого высокого уровня. Насколько это возможно?
— В нижнем пространстве уже есть климатическая система, но она требует некоторых улучшений, поскольку есть сезонные колебания влажности и температур, а мы должны зафиксировать их по стандартным международным параметрам. Это нормальное, хорошее музейное пространство. Верхний этаж просто в силу того, что там есть открывающиеся на улицу двери сделать музейным до конца невозможно. При реконструкции "Манежа" также не была предусмотрена возможность обустройства специального света, нас спасает то, что есть окна и есть естественное освещение — правда, для выставок музейного уровня это, скорее, минус. Надо заниматься проектом серьезной модернизации большого зала "Манежа" и наполнения его музейным светом, раз у нас проходят такие крупные события международного уровня как Московская биеннале современного искусства. Это, в общем, следующий шаг программы по развитию "Манежа" в новом качестве, заявленной некоторое время назад.
- Как вы планируете решать вопрос сохранности экспонатов музейного уровня?
— Показывать музейные предметы, если есть определенные требования к сохранности, возможно в специальных климатических витринах. Например, у нас будет посвященная 400-летию Дома Романовых выставка. Там будут уникальные экспонаты — царский жезл Михаила Федоровича из Музеев Кремля и личный дневник Николая II из Госархива. Им требуется самый высокий уровень охраны — это драгоценное ювелирное искусство, с одной стороны, и хрупкая бумага — с другой, поэтому они будут демонстрироваться в таких витринах. И впоследствии такой способ также может применяться — в следующем году в нас будет выставка Питера Гринуэя, и мы ведем переговоры, чтобы включить в нее подлинные графические произведения русского авангарда. Для них тоже будут нужны подобные климатические боксы. Поскольку проект делается по заказу "Манежа" и обещает стать резонансным, нам бы хотелось таким образом привлечь к нему внимание и показать, что возможностей для демонстрации самых разных экспонатов здесь много. Главное здесь — цена вопроса, а показать можно все.
Сейчас "Манеж" занял основной проект Московской биеннале, вернутся ли после его закрытия музеи — дизайна и книги художника?
Из трех музеев, включая "МедиаАртЛаб", осталось два, потому что Музей книги художника должен, по имеющейся у меня информации, переехать в другое место. Что касается проекта Ольги Шишко, то для него строится первая в России профессиональная медиатека с библиотекой медиаискусства, с просмотровыми залами с возможностью проекций на все поверхности, включая пол и потолок, с очень хорошим дорогим оборудованием. Музей дизайна, с которым мы тесно работаем, будет представлен у нас в виде выставок.
- Что нас ожидает после того, как закончится Московская биеннале?
— Нас ждет проект "Новая роскошь", связанный с голландским дизайном из серии "Классика мирового дизайна". Мы потом будем знакомить со шведским, британским дизайном и так далее. А в "Новом Манеже" будет выставка традиционной китайской игрушки из Национального художественного музея Китая. Мы бы хотели, чтобы сюда пришли родители с детьми — там очень много поучительных экспонатов, помимо того, что они очень яркие и красивые. Например, есть вышитая подушечка для новорожденных, в прорезь которой скатывались слезы. И все это связано еще с философским наполнением. Это планы на октябрь-ноябрь.
- А из проектов 2014 года что бы вы отметили особенно?
— У нас будет четыре проекта в рамках перекрестного года культур России и Великобритании, связанные с английским дизайном, видеоартом. Будет выставка из лондонской Королевской академии, которая представит 20 современных художников, и потом эта выставка будет повторена там с участием такого же числа российских художников. Можно сказать, это прорыв — быть представленным на такой уважаемой площадке за рубежом. Есть еще в планах выставки Эрика Булатова, современного искусства Индии, экспозиция к юбилею Московского зоопарка.
- А будут ли проходить в большом "Манеже" мероприятия, не связанные с искусством?
— На следующий год у нас есть запросы, и есть понимание того, что что-то может быть. Это не до конца зависящие от нас планы. В конце ноября-начале декабря в "Манеже" пройдет урбанистический форум, и это важно для нас, потому что показывает, как в этом пространстве можно создать дискуссионную площадку. Есть и музейные форумы, которые требуют именно такого пространственного решения. Например, фестиваль "Интермузей", который в большей степени должен стать и местом для профессионального обмена, и выставочной площадкой. Верхний уровень может стать местом для коммуникаций, а нижний уровень прекрасно подходит для экспозиции как с подлинными предметами, так и с видеоконтентом, с презентацией мультимедийных выставок, что как нельзя лучше подходит заявленной теме "Музей в цифровую эпоху". Так что мы обязательно сделаем предложение Минкультуры в следующем году провести этот фестиваль в "Манеже".
- Не скажутся ли другие виды деятельности на ваших выставочных планах?
— Это вопрос интегрированности и сочетания этих проектов — это как раз и входит в мои задачи как арт-директора, думать о том, чтобы план выглядел как можно более гармонично. Это, конечно, утопия, потому что на пространство большого "Манежа" такое количество претендентов, что неизбежно стоит выбор и есть недовольные, потому что приходится кому-то отказывать, даже если проект нам нравится. Выставочная деятельность у нас будет занимать 80 процентов, но остальные 20 — это то, что в нее интегрируется.
- Помимо "Манежа" в объединение входят и другие площадки, есть понимание, как они могут и будут развиваться?
— У нас есть "Рабочий и колхозница" — чрезвычайно перспективная площадка, которая обязательно должна развиваться в плане разных активностей, обязательно должно быть что-то вокруг этого объекта. Но только за счет выставок она жить не должна, к ней нужно публику приучать, она должна работать каждый день, все там должно жить. Есть еще музей-квартира Налбандяна на Тверской, которая должна развиваться как место, популяризирующее реалистическое направление живописи и связанное с академической учебной средой. Музей Вадима Сидура в Перово мы думаем развивать как образовательное пространство, для детей, в том числе с ограниченными возможностями. Уверен, это место будет востребовано, поскольку в этом округе не так много подобных мест. В Домике Чехова в течение ближайших двух лет будет жить Музей Маяковского, пока там идет ремонт. Они приняли решение показать за это время все разделы своей коллекции, чтобы посетители понимали, что музей — это не то только уникальная экспозиция с инсталляцией, но и чрезвычайно важные фонды.
- Недавно в "Манеже" заработала детская игровая комната, что еще планируете сделать для того, чтобы место стало еще более комфортным для посетителей?
— Также у нас должен появиться свой ресторан, который станет полноценным проектом. Это должно быть знаковое место, которое также может иметь пересечения с тем, что мы делаем. Например, у нас есть цикл "Классика мирового дизайна", и одно из направлений — все, что связано с дизайном еды. Поэтому мы рассчитываем, что будут такие арендаторы и таким образом решено пространство, что позволит нам делать интегрированные совместные проекты. Это звучит иногда страшно, особенно для музейщиков — как это, ресторан, интегрированный в выставку? Но, конечно, мы не планируем еду в экспозиции, речь идет о том, чтобы это пространство жило, и в нем всегда были люди. Сделать мы его хотим на самом верхнем, третьем этаже.
- Есть ли уже понимание, кто мог бы решить задачу по вашему плану?
— Была проделана огромная работа, и мы получили разрешение Росимущества на сдачу в аренду этого места. Нам предстоит решить еще некоторые формальные вопросы, а потом уже выходить на объявление конкурса. Я не думаю, что выстроится гигантская очередь из желающих — все-таки это центр Москвы и арендная ставка будет достаточно высока. Но, главное, что мы должны договориться о сочетании коммерческих интересов и интересов "Манежа".