Новосибирский планетарий развернул не только образовательную, но и научную деятельность. В интервью корреспонденту РИА Новости Алексею Стрелецу директор планетария Сергей Масликов рассказал о малой планете с именем Новосибирск и о задачах по ее изучению, а также о том, почему растет интерес к астрономии и как сделать научное открытие любителю с обычным телескопом.
- Планетарий начинался как образовательный проект. Почему теперь решили заняться еще и наукой?
Что касается научного направления, то оно тоже изначально предполагалось, потому что у нас есть для этого очень серьезные ресурсы. Два больших телескопа, специально для них две башни-обсерватории построено. Просто у нас ушло достаточно много времени, чтобы запустить их и начать получать какие-то результаты.
Хотя большинство, наверное, 90% планетариев России относятся именно к учреждениям культуры. У нас культурно-просветительские задачи тоже есть.
- А в чем заключается образовательное направление?
— Это проект для старшеклассников "Академия космонавтики". Он призван нацелить ребят на то, чтобы связать дальнейшую жизнь с космосом или с авиатехнической отраслью. Мы собираем со всего города педагогов в этот проект, чтобы ребята изучали и астрономию, и космонавтику, а также космическую биологию и космическую экологию.
— Нет, там предусмотрены и практические занятия. Ребята будут учиться обращаться с телескопами, будут ставить различные опыты. В общем, им будет чем заняться.
- И все-таки, какие именно научные исследования проводит новосибирский планетарий?
— Во-первых, в августе этого года вспыхнула новая звезда в Созвездии дельфина. Она очень яркая, достаточно редко появляются такие звезды, примерно раз в 20 лет. Мы сейчас получаем ее фотографии и оцениваем, как постепенно убывает ее блеск после вспышки.
К сожалению, у нас неидеальные условия, небо новосибирское не всегда позволяет за ней наблюдать. Но несколько ясных ночей мы застали, и фотографии этой звезды удалось получить. Это все позволяет изучать активность звезд и, конечно, коль скоро мы имеем соответствующее оборудование, мы тоже хотим этим заниматься.
— Да, другое направление, которые мы сейчас развиваем – исследование астероидов. Есть пояс астероидов, где уже более 100 тысяч объектов открыто, и есть движущиеся астероиды, которые представляют потенциальную опасность для Земли. За ними тоже надо следить, чтобы никакой угрозы не возникло.
- А в чем тут задача астрономов?
— Задача – как можно больше этих астероидов найти, пронаблюдать, внести в каталоги. Чем больше мы знаем, тем более уверенными можно себя чувствовать. Сейчас небесные тела диаметром до одного километра все уже туда внесены, а более мелкие не все обнаружены, их еще очень много летает, поэтому нужно их открывать.
- А что интересного для новосибирской астрономии в поясе астероидов?
— Где-то там движется малая планета — астероид под названием Новосибирск, и ей, нашей "родной" малой планете мы будем уделять наиболее пристальное внимание. Она среднего размера среди астероидов, 16 километров в диаметре.
- Не поэтому ли ее так назвали?
— Нет, ее так назвал астроном Николай Черных. Он работал в обсерватории в Крыму, открыл много малых планет и, как первооткрыватель, имел право давать им названия. Двадцать лет назад он был в гостях в Новосибирске, когда праздновали столетие города. И решил такой щедрый подарок сделать городу – подарить малую планету под названием Новосибирск.
- А в чем заключается ее изучение?
— Мы можем поучаствовать только в уточнении ее орбиты. Это надо делать постоянно, поскольку астероиды испытывают постоянное влияние со стороны Юпитера и друг друга, они находятся в постоянном возмущении. Сейчас уже запускают космические аппараты в пояс астероидов, поэтому орбиты их надо очень точно знать. Мы свой скромный вклад в это дело тоже вносим.
- А можно ли ее увидеть в обычный телескоп?
— Да, следующей весной ее будет хорошо видно. Она достигнет 12 звездной величины — это достаточно яркая точка на небе, ее можно будет разглядеть в телескоп. Она движется в поясе зодиакальных созвездий, там и следует ее искать.
— А мы и сейчас сотрудничаем, это общемировая практика. Видите ли, звезд и других небесных тел много, за всеми не уследить, профессиональных телескопов не так много. А астрономы-любители порой случайно натыкаются на что-то интересное. Время от времени в других галактиках вспыхивают сверхновые звезды. Это такое грандиозное событие, в нашей галактике в последний раз такое было 400 лет назад.
Человек, который произвольно наблюдает небо, видит, что где-то вспыхнула сверхновая, и сигнализирует обсерваториям. И дальше они уже начинают целенаправленно изучать. Формируется, исходя из блеска сверхновой, шкала расстояний, уточняется расстояние до ее галактики, и можно таким образом уже говорить об определении размеров Вселенной.
Вот так, кропотливо изучая туманные пятна галактик, можно с обычным телескопом сделать очень серьезное научное открытие.
— Конечно. Хотя бы для себя. Я пару лет назад на даче наблюдал небо в телескоп и вдруг вижу в созвездии Геркулеса какой-то объект. Это была комета, ранее мне незнакомая, я ее как бы сам открыл. Я, конечно, звоню друзьям, говорю, там что-то такое в созвездии Геркулеса. Мне отвечают: "Да, там движется комета, еще месяц назад сообщение было. Мы сейчас как раз едем ее наблюдать".
То есть, я первооткрывателем не был, но все равно приятно. Я для себя открытие сделал. Астрономы, даже когда для себя делают открытие, это очень здорово, это воодушевляет.
- А как вы объясняете растущую популярность астрономии и обилие новых сведений о космосе, появившихся в последние годы?
Второе фундаментальное открытие – это открытие темной материи и темной энергии. Представляете, весь мир, который мы видели, – оказалось, что это всего 3% Вселенной. А 97% мы ранее даже не подозревали, что вообще существуют.
И, конечно, в связи с этими фундаментальными открытиями будут появляться и новые, будут накапливаться, уточняться сведения. Затишья не будет, а значит, и среди любителей астрономия будет становиться только популярнее.