НОВОСИБИРСК, 7 окт — РИА Новости, Елена Жукова. Шанхайская застройка площади Маркса, коробка вместо филармонии, неудачный автовокзал, несерьезный технопарк и много других архитектурных провалов. Накануне Всемирного дня архитектуры эксперты нашли в Новосибирске целых ряд примеров того, как не надо строить. А в качестве интересных решений привели в пример промышленные здания и IKEA.
Сплошные неудачи
"Архитектура — это когда дух захватывает. Когда есть объект, от которого народ будет просто останавливаться и на шоу попадать. Архитектура была всегда выше утилитарной функции, которую она сейчас несет, она несла другой смысл, что утрачено", — говорит архитектор Андрей Чернов.
Поэтому, по его мнению, в Новосибирске больше неудачных примеров архитектурных решений.
При этом одной из архитектурных неудач города эксперты единодушно признали новое здание филармонии.
"К архитектуре оно имеет мало отношения, поставили коробку, стекляшки какие-то повесили. И планировочно оно посажено неудачно — задвинуто, площадка плохая", — считает Чернов.
Еще одной неудачей архитекторы назвали застройку площади Маркса. "Там и транспорт не разъедется, сплошные пробки, и композиционно там — Шанхай. Там смыкается транспортный узел, его надо было развести — сейчас в одном месте и пешеходы, и транспорт, и здания все. Так сконцентрировали застройку, что всегда пробки, всегда опасность транспортная", — считает Пряхин.
"Очень неудачно сделали проект автовокзала. По планировочному решению, по объемному решению, и особенно градостроительно, настолько не на месте, что сейчас там в этой горловине проехать на машине просто невозможно. А как будет дальше, я не представляю, когда он в полную силу заработает, это транспорт междугородний — ни парковки нет хорошей, ни подъезда нет, это какое-то безумие", — сказал Гаврилов.
По мнению архитектора Игоря Поповского, своей грубостью портит облик Новосибирска здание "Ростелекома" возле нового сквера на улице Советской. Его мнение поддерживают и коллеги.
Дело вкуса
Некоторые строения вызвали у архитекторов диаметрально противоположные мнения: кто-то назвал их успехом, а кто-то лишним объектом, от которого надо избавляться.
"Среди удачных решений я могу назвать здание технопарка Академгородка. Это интересное решение именно с точки зрения инженерного подхода — и консоль, и одновременно мост, инженерно выполняется сложно", — говорит Поповский.
"Меня разочаровало решение технопарка — эти высотные наклонные башни, этот жест нарочитый. Внешний эффект совершенно не соответствует задачам создания условий для научной деятельности. Это какая-то игровая, совершенно несерьезная вещь", — отметил Арбатский.
Еще одним спорным объектом оказался бизнес-центр "Гринвич". По мнению Поповского, "Гринвич" в свое время был архитектурным прорывом.
А Гаврилов и Пряхин уверены, что удачное с точки зрения архитектуры здание разместили в неудачном месте, поэтому это можно назвать градостроительной ошибкой.
Брутальное, большое, круглое
Чернов считает, что в Новосибирске есть достойная промышленная архитектура, в частности здания "Сибсельмаша" и мелькомбината на улице Большевистской.
"Я просто был в восторге, когда был на "Сибсельмаше", там можно туристов водить. Если заселить его художниками, арт-резиденцию построить, это бы шедевр был. Еще мне нравится мелькомбинат на Большевистской, архитектура там, конечно, брутальная. Он берет масштабом, там можно поселить мэра, там какой-то переход есть, это единственное масштабное здание для такого большого города", — сказал архитектор.
Арбатский считает, что прекрасно вписался в существующую застройку бизнес-центр "Кобра" с его "благородной чистой формой". По мнению собеседника, достаточно удачен и торговый центр IKEA.
"Многие архитекторы со мной, скорее всего, будут не согласны. В архитектурном отношении это, как они скажут, коробка. Я сейчас говорю не про внешнюю всю атрибутику, декорации. Я говорю о том, как работает это здание, там жизнь… Это какая-то улица под крышей, это одно из оптимальных решений для нашего климата, для города", — пояснил Арбатский.
"Я бы поставил "шарик" в этот ряд. Для Новосибирска это было новое технологическое решение, которое в конечном итоге дало возможность этому же заказчику вести дальше работы по интересным конструктивам. Это и "Кокон", и "Бутон", это все следствия этого "шарика"", — сказал Поповский.