ТОМСК, 5 окт — РИА Новости, Наталья Брусницына. Учитель физики томской школы №49 Сергей Колпаков вошел в пятерку лучших на Всероссийском конкурсе "Учитель года-2013". Накануне своего профессионального праздника Дня учителя он рассказал корреспонденту РИА Новости о том, чем покорил столичное жюри, как нужно учить физике и в чем необходимость диалога между учителями и детьми.
Конкурс "Учитель России" проводится ежегодно с 1992 года (до этого трижды проводился конкурс "Учитель года СССР"). По итогам первых двух этапов, включающих открытый урок с учениками, импровизированное "родительское собрание", где учитель обсуждает с родителями некую педагогическую ситуацию, выбираются пятеро суперфиналистов.
Я б в учителя пошел
"Я просто не видел в этой профессии будущего. Даже на курсы кройки и шитья ходил, в стройотрядах был — в рабочих специальностях пробовал себя. Спортом занимался. Собирался переводиться в ТИСИ, тем более, что у меня вся семья его закончила. Но остановило то, что при переводе терял "бронь", и меня могли забрать в армию", — рассказывает он.
В школу №49 пришел случайно, чтобы заработать. Как сам говорит, попал в абсолютно необычное учебное заведение. Школа направлена на совместную деятельность взрослых и детей. Здесь учителя вместе с учениками определяют цели и направления развития.
"Здесь есть люди, которые это разрабатывают, есть научный руководитель. А я эту технологию просто осваивал. Это было трудно, потому что, если вспомнить педагогические инновации, особенно диалоги с детьми, то они касались только гуманитарных предметов. Если и есть моя заслуга сейчас, то только в том, что я смог эти технологии развернуть на естественном предмете", — говорит Колпаков.
Параллельно работе, закончил ТГУ, однако у молодого учителя не было педагогического образования, нет его и до сих пор.
"Даже не знаю, хорошо это или нет, но из пяти финалистов всероссийского конкурса ("Учитель России") ни один не имеет педагогического образования. Но, тем не менее, все они пришли в школу", — отметил собеседник агентства.
Доступная физика
В школе Колпакову предлагали вести разные предметы — начиная от физкультуры, заканчивая экономикой. Однако он выбрал физику. Говорит, что в начале работы не все получалось, был период, когда ученики и родители даже отказывались от него как от педагога.
"Диалоги в физике, которые нужно было по специфике преподавания внедрять, ни к чему не приводили: они были интересны детям, но эффективности знаний не было. А когда я понял, что детям каждый раз нужен разный подход, чтобы у них возникало мышление на связь — тогда они начинают думать — вот тогда все и стало получаться", — рассказывает учитель.
"Гуманитаризация" физики дала колоссальный эффект — дети стали демонстрировать свою заинтересованность в предмете, более высокое качество знаний и отличные результаты ЕГЭ.
"Я ее сейчас называю "гуманитарная" физика. Не в том плане, что стихи там читаем, а потому что она основана на диалоге, и каждый может построить свое мнение, представление и с ним работать. Я каждый урок начинаю с личного опыта — "что они думают по этому поводу?". Уже потом я думаю, как это с понятия физики будет выглядеть", — добавляет учитель.
Колпаков уверен, что детям необходимо давать и простые жизненные знания, а не только тему из учебника. К примеру, предложить почитать первоисточники, где Ньютон рассуждает о мире и своих личных переживаниях.
Двоек томский учитель практически не ставит, так как считает, что любая работа должна поощряться. Главное, отмечает он, не пропускать уроки, ведь единая мысль, словно радиоволна, переходит из одного занятия в другое. При этом уточняет, что поощряет, когда дети сами изучают темы.
"Потом предлагаю им выполнить практические работы с элементом аналитики. Если ошибется — никто упрекать не будет, ведь школа это место, где нужно пробовать. Это только во взрослой жизни мы за ошибки можем расплачиваться, а здесь пусть рискуют", — говорит он.
Такая близкая победа
Через самообразование, исследовательские работы, с помощью докторов наук из институтов, с которыми школа №49 сотрудничает, у Колпакова появился материал для диссертации. На тему, как сделать так, чтобы что-то рождалось в совместной деятельности, и как это влияет на обучение. Защитив ее начал участвовать в профессиональных конкурсах — сначала на городском, затем на региональном уровнях.
"Жюри на всероссийском этапе конкурса сначала услышали мою методику про диалог с учениками про то, как из интереса рождается знание у детей. Потом был показательный урок, где они увидели применение методики на деле. Вот тогда они поняли, что это целостно. И это была сила моя", — отмечает Колпаков.
Томский физик успешно преодолел первый этап испытаний и вошел число 15-ти финалистов из 79-ти участников со всей России. Под силу Колпакову оказались и следующие две проверки на профессионализм. И вот он в финале, куда пробились только пять человек. Однако награда досталась его коллеге — учителю информатики средней школы №29 города Мытищи Московской области Андрею Сиденко.
"Обидно то, что победа была близко. Я говорю как спортсмен, без обиды к сопернику —все были достойны победы <…> После объявления результатов, если честно, минут 30 я погрустил. Сначала думал, что что-то сделал не так, потом понял, что причин может быть много. Но, зато у нас все в этом конкурсе было не, как у всех, и я рад, что Томск "прозвенел", — отметил он.
Колпаков — forever!
С победой Колпакова в Томске начали поздравлять еще до того, как он пришел в стены школы. Первые пожелания он услышал по дороге на работу.
"Это для меня такая неестественная ситуация, но, конечно, приятно. Кричали: "Forever, ура, мы здесь, поздравляем, как замечательно" и так далее. А в классе дети шарики развесили <…> Конкурс "Учитель года" — это конкурс учителей, которые делают что-то не так. Вот те и выигрывают. А у нас школа, где учителя все делают не так — не плохо, но по-другому, и мы это называем — совместной деятельностью", — говорит он.
Как пояснил Колпаков, возможно, что в ближайшее время он снова будет пробовать себя в новых начинаниях. К примеру, займется управленческой деятельностью, начнет проводить методические занятия с педагогами и доработает свою методику до программы.
Под бурные аплодисменты
Как рассказал РИА Новости начальник облдепартамента общего образования Александр Щипков, это первый случай, когда томские учителя в конкурсе "Учитель года России" доходят до столь высокого уровня.
Щипков добавил, что эксперты во время конкурсных дней всероссийского этапа высоко оценивали все презентации Колпакова.
"Мы периодически связывались с экспертами, которые в Подмосковье работали, узнавали, как там наш земляк выступает. И они говорили, что с его показательных уроков все выходили в восторге, а сами уроки завершались под бурные аплодисменты", — подытожил он.