МОСКВА, 5 окт — РИА Новости. Премьера спектакля "Медея" в постановке режиссера Владислава Наставшева, где в главной роли на сцене столичного театра дебютирует латышская актриса Гуна Зариня, состоится в "Гоголь-центре" в субботу.
История колхидской правительницы и волшебницы, преданной мужем Ясоном и убившей собственных детей, дабы отомстить за супружескую измену, — один из самых излюбленных режиссерами мифологических сюжетов. Свои версии "Медеи" в разное время представляли и Кама Гинкас, и Юрий Любимов, и Анатолий Васильев. Режиссер Владислав Наставшев, в прошлом сезоне выпустивший в "Гоголь-центре" "Митину любовь" и "Страх", называет свой спектакль не только актуальным, но терапевтическим — его героиня мстит за всех обиженных женщин.
Медея — сверхчеловек
"В Древней Греции женщина не имела права быть недовольной решением мужа. Если он решил уйти к другой женщине — это его выбор, который жена должна уважать. А она (Медея) мало того, что не уважает, она еще и мстит. В этом смысле Медея — бунтарь, она восстает против системы", — рассказал РИА Новости Наставшев.
Режиссер признался, что материал был интересен ему не только подобным феминистическим пафосом, но и идеей о Медее как о сверхчеловеке. Оказывается, Наставшев особое внимание уделил не только внутренним переживаниями героини, но и ее экстрасенсорным способностям, которые, по мнению постановщика, превращают Медею в своего рода Гулливера среди лилипутов и рождают конфликт особого человека и обычных людей. Афиша предупреждает о наличие в спектакле "неожиданных звуковых эффектов", а создатели говорят еще и о визуальных "фокусах" и иллюзиях.
Сторонник сценографического минимализма и любитель четких линий и строгих геометрических форм и конструкций, Наставшев и в этот раз остается верным себе. Белый задник и белый куб сцены, на котором стоят два стула — один напротив другого. Режиссер объяснил, что один из них принадлежит Медее, второй — бросившему ее Ясону. Этот предмет мебели становится, таким образом, символом предательства, одиночества, к нему — пустующему уже в начале спектакля — Медея будет обращаться с мольбами и угрозами, на него по ходу действия будут садиться и остальные действующие лица спектакля, в том числе сыновья Медеи. Помимо этого, дети выступят в роли хора — несмотря на всю камерность постановки, Наставшев не отказался от главного элемента любой древнегреческой пьесы.
"Хор вводит нас в мир трагедии, и в моем варианте в этой роли выступают дети. Я написал музыку и положил на нее хоры из "Медеи", написанные Бродским", — пояснил режиссер. Наставшев пишет музыку для всех своих спектаклей — в этот раз она будет звучать как в записи, так и вживую.
Агония любви
Сложность материала — в частности, текста — не смутила режиссера. Для своей "Медеи" Наставшев выбрал пьесу Еврипида в переводе Иннокентия Анненского. "Этот перевод достаточно архаичен, но мне показалось, что архаика здесь работает на руку — сама история архаична. Мы не осовременивали текст, оставили его таким, какой он есть, и постарались раскрыть его красоту. С текстом работали в основном с точки зрения драматургии — оставили самое важное, выжимку", — рассказал Наставшев.
Уменьшился в новой "Медее" не только объем текста, но и количество действующих лиц — не считая детей, в спектакле участвую всего четверо персонажей: Ясон — его роль исполнит выпускник Школы-студии МХАТ и ученик Константина Райкина Михаил Тройник, царь Креон (актер театра им. Гоголя Вячеслав Гилинов), вестник и, конечно, Медея — эта роль досталась латышской актрисе Гуне Зарине, в прошлом году сыгравшей роль следователя в картине Кирилла Серебренникова "Измена".
"Гуна — по природе своей очень благородный и светлый человек. Именно поэтому мне показалось, что и по-человечески, и профессионально ей очень важно сыграть эту роль. Ведь хорошее не бывает без плохого, и если человек зацикливается на своем благородстве — это неверно", — объяснил Наставшев выбор актрисы на главную роль.
Гуна — хрупкая, невысокая блондинка с резкими чертами лица, обладает негромким, низким голосом. По ее словам, несмотря на большой опыт работы в театре, перед премьерой "Медеи" она чувствует себя, как первоклассница — сложный язык пьесы и "чужой" театр дают о себе знать.
И Наставшев, и Зариня сказали, что одним из самых важных и сложных аспектов в работе над "Медеей" был тот факт, что пьеса, а соответственно и спектакль, начинается уже с трагедии — любовь Медеи и Ясона в прошлом, остается только ненависть и жажда мести, которая растет. Режиссер называет происходящее "агонией любви", а актриса спрашивает себя — "ныряет ли Медея в конце или тонет в своем мщении?".
На этот вопрос зрители смогут ответить сами, а создатели "Медеи" лишь надеются, что сложный язык и структура произведения будут понятны современной публике. Премьерные показы пройдут на Малой сцене "Гоголь-центра" 5, 6, 8 и 9 октября, а также 29 и 30 ноября.