Инне Чуриковой сегодня исполняется 70 лет. В отношении немногих ныне живущих актрис эпитет "великая" не звучит банально, и Чурикова как раз относится к этому меньшинству. Все мы знаем, какими сильными и какими смешными могут быть ее героини – проект Weekend предлагает заново познакомиться с лучшими из них.
Вы на себя в зеркало смотрели?
И куда только смотрели члены приемных комиссий Школы-студии МХАТа и Щепкинского училища, когда перед ними выступала абитуриентка Инна Чурикова – юная девушка с выдающимся носом и большими амбициями. В первом случае она читала стихи (серьезно, с закрытыми глазами, как учила мама) и не заметила, что преподаватели смеются над ее исполнением. В Щепке Чурикову забраковали сразу из-за внешности, которая никак не хотела укладываться ни в один стандарт "актрисы". "Девушка, а вы давно смотрели на себя в зеркало?" — спросил ее один из экзаменаторов.
На актерское отделение Инна Чурикова благодаря своей настойчивости все же попала. Но еще несколько лет после окончания Щукинского театрального училища Инне Чуриковой приходилось играть второстепенных "зайчиков и белочек" в Театре юного зрителя. Одной из первых ее главных ролей стала Баба Яга в спектакле по пьесе Евгения Шварца – именно такой ее впервые увидел на телеэкране (пьеса пользовалась успехом и вскоре по ней сняли телеверсию) будущий муж режиссер Глеб Панфилов.
Не принцесса – королевна!
Своеобразная внешность, комедийный талант и "сказочный" опыт актрисы сыграли решающую роль в первой заметной киноработе Чуриковой – сказке "Морозко", где актриса перевоплотилась в Марфушеньку-душеньку. Чурикова была не первой претенденткой, но она очень хотела сниматься, и в пробной сцене с таким энтузиазмом принялась грызть орехи, что тотчас покорила режиссера Александра Роу. На съемках Инна Чурикова тоже проявила стойкость — зимнюю натуру снимали под Мурманском в ужасный холод. Актриса, как и в сказке, долго-долго сидела под елкой и замерзла по-настоящему, ожидая, правда, не Деда Мороза, а оператора, который устанавливал свет.
Второстепенный образ вредной Марфуши, созданный актрисой, запомнился зрителям больше, чем главные положительные герои — этому способствовали фразы из фильма, ставшие в народе крылатыми: "Мамаш, ты ей брови-то замажь"; "Мать, а у Настьки коса лучше моей. Твоя дороже, твоя на базаре куплена"; "Нет, не принцесса. — А кто же? – Королевна!"
Когда Инна Чурикова впервые увидела себя на экране в фильме, она расплакалась. "Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино", — признавалась актриса.
Тем не менее благодаря этой роли Инну Чурикову узнали не только советские, но и чешские, и даже американские зрители. Последние, кстати, недоумевали, как в этой странной русской сказке можно переживать за Настеньку. Более достойной невестой американцы сочли именно Марфушу – она разумно мечтает о хорошем муже и богатстве, вместо того, чтобы, как Настенька, обманывать жестокого старика Деда Мороза, замерзая на снегу безо всякой пользы для общества.
Совет да кино
В 1967 году на экраны вышел первый совместный фильм Глеба Панфилова и Инны Чуриковой "В огне брода нет", в котором актриса сыграла робкую санитарку Таню Теткину, которая в самый разгар Гражданской войны пытается успеть прожить целую жизнь, словно предчувствуя, что она будет короткой. У бессловесной медсестры, которую никто не воспринимает всерьез, неожиданно открывается талант художницы, а вскоре она впервые по-настоящему влюбляется.
Глеб Панфилов вспоминает, как он нашел свою музу: "Я работал в Свердловске над сценарием и уже приглядывался, искал актрису на главную роль. Видел ее так ясно, что даже нарисовал. И вот однажды включил телевизор, и вдруг на экране появилось лицо девушки, танцующей с молодым человеком. Да вот же она, Таня Теткина!"
Титров в передаче не было, и Панфилов подключил к поискам Ролана Быкова, дав ему в качестве ориентира свой рисунок. Актер заявил, что знает некую Лидию Чурикову из московского ТЮЗа, которая подойдет на роль. "Я немедленно отправил туда своего ассистента. Тот привез не Лидию, а Инну Чурикову. Помню как сейчас этот момент: захожу, сидит девушка, поворачивает голову – она! То самое лицо, из телевизора! Вот так мы встретились с Инночкой… Это был подарок небес", — рассказывает Глеб Панфилов.
Следующий свой сценарий режиссер писал уже специально под Инну Чурикову, и он получился очень личным. В фильме "Начало" актриса сыграла сразу две роли – провинциальной ткачихи Паши Строгановой со "специфической внешностью", которая в свободное время ходит на танцы и играет Бабу-Ягу (ту самую!) в любительском драмкружке, и ни много ни мало Орлеанской девы Жанны д’Арк. "Начало" — это фильм в фильме: по сюжету, заезжий столичный режиссер видит Пашу на сцене и загорается идеей снять ее в роли Жанны д’Арк в своем фильме. Никто не может понять, что режиссер нашел в неприметной ткачихе – так же, как и в жизни в свое время не все были довольны выбором Панфилова. В адрес актрисы летели оскорбительные замечания чиновников — "не дотягивает", но Панфилову было все равно. Кстати, про Жанну д’Арк режиссер хотел снять отдельный фильм и даже вел переговоры с французскими продюсерами. Но французы хотели видеть в роли Жанны Катрин Денев или Ванессу Редгрейв, а Глеб Панфилов настаивал на кандидатуре Чуриковой, поэтому фильм не состоялся.
"Жанна Чуриковой потрясала: казалось, точнее и сильнее играть невозможно. А любишь-то не Жанну, а Пашу, с ее непредсказуемыми переливами интонаций от обиды до радости; с ее жаждой отдать любовь, позволить любить (больше ничего не надо — умоляют глаза) <…> с ее трогательно-простонародной жаждой "культуры"; с ее высочайшим строем чисто женской души", — писала об этой роли Татьяна Москвина в журнале "Сеанс".
Еще одна совместная работа Чуриковой и Панфилова – фильм "Васса", снятый в 1983 году. Горьковская Васса Железнова – настоящая глава семьи, которая держит в руках все связующие нити и не имеет права давать слабину. В интерпретации актрисы она получилась более мягкой и живой, но в то же время крепкой и несгибаемой, как тесто, с которым Чурикова сравнивала характер своей героини.
"Когда он (Глеб Панфилов – прим. ред.) впервые заговорил о "Вассе", мне казалось, что это не мое дело, что там должна быть другая актриса. Я ему даже назвала несколько имен. А он говорит: "Не-е-ет, Васса Железнова не железная, не стальная. Она — мягкая сила. Или, как ее дочка говорила, "человеческая женщина". Вот отсюда мы и шли — от человеческой женщины", — объясняла она.
"Васса" получила Золотой приз Московского кинофестиваля, а Инна Чурикова за эту роль была удостоена Госпремии. Впоследствии Чурикова и Панфилов еще не раз работали вместе, а сейчас их сотрудничество перешло на театральную сцену – последние ленкомовские премьеры "Ложь во спасение" и "Аквитанская львица" являются его результатом.
"Мне с ним очень повезло, — признается актриса, говоря о муже. — Он дал мне такие замечательные роли! Он считает, что я — многомерная величина. Это поразительное чувство, когда в тебя верят не как в жену, а как в актрису, которая многое может: способна все понять и сделать так, как хочет режиссер, а может быть, даже и лучше".
Есть женщины в русских селеньях
Не стоит думать, что Инна Чурикова – актриса одного режиссера. Она с успехом снималась у других мастеров, каждый раз находя самые тонкие грани характеров своих персонажей и заставляя зрителей по несколько раз пересматривать любимые ленты.
Одна из таких вечных картин "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского, вышедший в один год с "Вассой". В этой народной мелодраме в центре внимания чувства людей – бесхребетного Саши Нетужилина (Николай Бурляев), встретившего и полюбившего бывшую любовницу своего комдива, самой любовницы — вульгарной бабенки (ее сыграла Наталья Андрейченко), которая по жизни выбирает из всей "стаи" самого сильного "самца", и жены Нетужилина – бесконечно преданной и любящей Веры в исполнении Инны Чуриковой.
Актриса признавалась, что съемки прошли на удивление легко, а режиссер Петр Тодоровский прислушивался к ее советам и рекомендациям. То же вспоминает и ее партнер Николай Бурляев: "Тодоровский говорил, что любит актеров, потому что они — единственное звено, связывающее его со зрителем. Особенно трепетно Петр Ефимович относился к Инне Чуриковой. Ей позволялось отходить от сценария и по ходу придумывать что-то свое. Чурикова прекрасно об этом знала и все время пользовалась такой льготой".
Премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, где Инна Чурикова была отмечена как лучшая актриса. Позднее "Военно-полевой роман" был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
Образ той "человеческой женщины", которую Инна Чурикова показала в "Начале", "В огне брода нет", "Вассе" актриса развивала во многих своих работах. Например, в фильме "Ребро Адама", снятом режиссером Вячеславом Криштофовичем в 1990 году по мотивам повести Анатолия Курчаткина "Бабий дом". Главная героиня Нина Елизаровна (Чурикова) живет очень трудно – на ее попечении парализованная мать, а проблемы двух уже взрослых дочерей не дают расслабиться и подумать о себе. Однако она надеется только на лучшее и делится этой неугасающей жаждой жизни с окружающими.
Неслучайно свою тему в искусстве актриса определяет как размышление о женщине. "О том, зависима она или нет, каким образом выходит из сложных жизненных обстоятельств, — объясняет Чурикова. — Так или иначе, но все мы в них попадаем, а вот выходим — каждая по-своему. Почему? Да потому, что мы разные! Мне ближе женщины, которые в любых обстоятельствах сумели сохранить достоинство. Согласитесь, они вызывают уважение".
"Курочка Ряба" — продолжение картины Андрона Кончаловского "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" 1967 года, в которой Асю играла Ия Саввина. Прочитав сценарий фильма, Саввина отказалась от роли Клячиной, сочтя сценарий оскорбительным.
Новая Ася появилась на экране в исполнении Чуриковой – спустя 30 лет после событий, описанных в первом фильме, она предстает в образе этакой деревенской блаженной с вечным перманентом вместо волос. Бывшая гордячка не расстается с бутылкой, ратует за коммунистические идеалы и разговаривает с собственной курицей. А замуж по любви Ася Клячина так и не вышла.
В одном из интервью Инна Чурикова признавалась, что ей неловко было браться за роль, принадлежавшую некогда другой актрисе, но услышав, что Саввина не будет играть, все же решила не отказываться. И если режиссер Андрон Кончаловский видит в той ленте пасквиль на русский народ, то у актрисы на этот счет сложилось другое мнение.
"В этой женщине, Асе, при всех ее несовершенствах, есть какая-то вечная мудрость русского народа. Помните ее монолог о траве, ее способность слышать голоса в небесах? В ее характере так много всего… Очень странный характер. Я допытывалась у Андрона: "Ведь любит же она кого-то? Не может же не любить!» Андрон говорил: "Нет, никого она не любит". Но я понимала, что она бесконечно любит своего единственного сына, бесконечно…"
Примадонна "Ленкома"
Кинокарьера Инны Чуриковой не мешала сцене – после нескольких лет в ТЮЗе актриса пришла в "Ленком", где служит вот уже почти 40 лет. Она дебютировала в спектакле Марка Захарова "Тиль", а сегодня задействована в четырех постановках. В "Ленкоме" актрису называют не иначе как Примадонна. "То, что у нас в театре работает Инна Чурикова, это подарок судьбы", — говорит худрук Марк Захаров.
Один из главных ее спектаклей – чеховская "Чайка" в постановке Захарова, где Чурикова играла вместе с Дмитрием Певцовым, Олегом Янковским, Леонидом Броневым. Свою героиню Аркадину Инна Чурикова считает хорошей актрисой, но говорит, что в жизни на нее не похожа: "Хочется думать, что я — другая женщина, но на самом деле не знаю, какая я. Все же мне кажется, что я по-другому отношусь к сыну к семье, к дому".
Еще одна звездная театральная роль Инны Чуриковой – Антонида Васильевна в спектакле "Варвар и еретик" по роману Достоевского "Игрок", та самая "75-летняя грозная и богатая <…> помещица и московская барыня, в кресле, с парализованными ногами, с повелительно-грубоватыми манерами", чей приезд — "катастрофа для всех".
Одна из недавних премьер с участием Чуриковой "Аквитанская львица" поставлена Глебом Панфиловым по мотивам исторической пьесы Джеймса Голдмена "Лев зимой". События в пьесе происходят в замке Шенон при дворе английского короля Генриха II в ХII веке. Она повествует о сложных взаимоотношениях между родителями короля Ричарда Львиное Сердце Генрихом II и Алиенорой Аквитанской, властной и влиятельной женщиной. Властители государств, вершители чужих судеб, они оказываются не в состоянии разобраться в собственной жизни.
"Алиенора — удивительная интереснейшая женщина, перед которой стоят те же проблемы, что и сегодня перед нами: семья, дети, родители и их взаимоотношения", — так отзывается Чурикова об этой роли.
Сегодня актриса не гонится за ролями, но сцену покидать не собирается, ведь она считает, что актерство – это "болезнь", которая не лечится.
"Мне кажется, что такое призвание от Бога, который предназначает тебе ту или иную судьбу. Поэтому если есть у тебя сильное желание стать актером или режиссером (я бы даже сказала — недуг), никуда ты от этого не денешься. Потребность играть будет выше, важнее внешних атрибутов профессии. А популярность, честно говоря, — проверка на прочность".
Подготовила Елена Костомарова