МОСКВА, 4 окт — РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
В Москве люди живут порой в самых неожиданных местах. В последнее время часто заселяют гаражи, причем обитают там во вполне комфортных условиях. Кто и зачем обживает нежилые помещения, и как выглядит ежедневная жизнь в капитальном гараже?
Таунхаус за 430 тысяч рублей
Каждый день 41-летний Олег М. выходит из своего гаража на улице Москворечье и едет на работу в центр Москвы. Он трудится директором московского филиала крупной чешской машиностроительной компании. На работу он добирается на общественном транспорте. А в гараже хранит свой верный УАЗик и там же живет — на втором этаже.
"У меня есть квартира в Подмосковье, но оттуда ездить далеко, — говорит Олег. — Если руки есть, то сделать свой гараж жилым вполне реально".
Отапливается гараж с помощью электрических и газовых отопительных приборов. Зимой Олег замерзнуть не боится и собирается провести тут весь сезон. Водопровод тоже удалось организовать. "Сначала хотел сделать скважину, но оказалось, что проще поставить на крышу баки. Питьевую воду приходится завозить канистрами, а для технических нужд достаточно дождевой, которую потом М. пропускает через фильтр. "Для двух-трех человек воды вполне хватит", — говорит Олег. Он любит собирать у себя друзей, для которых его гараж давно превратился в подобие дачи.
Прямо на территории гаражного кооператива есть столовая и магазин — многие гаражные кооперативы Москвы превратились в жилые кварталы. Вот и сам Олег говорит, что по соседству с ним в таких же условиях живет еще человек пять. При этом свой двухэтажный "таунхаус" в 15-ти минутах ходьбы от метро Олег приобрел всего за 430 тысяч рублей.
Олег действительно вовсе не единственный, кто превратил свой гараж в жилье. Похоже, что это становится новой тенденцией. Достаточно прийти в любой гаражный кооператив вечером или в выходной, чтобы заметить — здесь кипит жизнь. Владельцы гаражей специально надстраивают над капитальными гаражами вторые этажи, в которых можно просто отдохнуть от возни с автомобилем или посидеть с друзьями. Остается ли после этого человек ночевать или он вообще там живет, и даже в каком количестве там живут люди — охрана за этим не следит.
25-летний Александр Лаппо приехал в Москву из Белоруссии, и за три года жизни в российской столице несколько раз переезжал из квартиры в гаражные кооперативы. Он рассказывает: "когда я остался в Москве без жилья, и друзья позвали меня жить в гаражи, для меня это прозвучало дико. Но вскоре я понял, что для Москвы это в порядке вещей. А испытав на собственном опыте, понял, что жить можно". По словам Александра, гаражные кооперативы в Москве давно стали настоящими деревнями, где живут десятки или сотни человек.
Что особенно приятно — живут в атмосфере добрососедства, давно забытой обитателями многоэтажек. "В обычных домах бывает, что люди живут на одной лестничной площадке и не знают друг друга в лицо. В гаражах все иначе. Там как в студенческом общежитии. Все перезнакомились, помогают друг другу, одалживают инструменты, ходят в гости", — восторгается Лаппо.
Минус 20 и другие минусы
По словам Александра Лаппо, главный минус гаражей — плохая вентиляция, ведь окно на втором этаже, как правило, всего одно. "Летом душно, приходится гонять воздух вентилятором. Зимой ребята приносят в свой гараж тепловые пушки. Перезимовать не проблема", — рассказывает он.
Владелец еще одного гаража, давший объявление о его сдаче в аренду, рассказывает следующее. "Каркас гаража утеплен пенополиуретаном. Утеплены пол, стены, потолок, ворота. Получается полностью герметичный контур. Гараж реально очень теплый. Когда на улице —25 градусов, внутри, если включить тепловую пушку, через полчаса будет +20. Затем пушку выключаешь — плюсовая температура в гараже держится очень долго, за сутки падает примерно до +5. Придя с работы, можно снова прогреть свое жилье. Но сперва придется померзнуть или снаружи, или внутри".
Владелец сдает гараж всего за 8,5 тысяч рублей в месяц, причем готов поселить у себя и граждан из стран СНГ. Для обычного жилья в Москве таких цен давно нет.
Впрочем, отопление — не единственная проблема, которую приходится решать жильцам гаражей. "Стираю вещи в стиралке, душ принимаю в душе, где у меня есть электрокотел, — смеется Олег М. Для этого провел собственную канализацию". Но канализацию под фекальные воды организовать, по словам М., "в сто раз сложнее". Поэтому он решил обойтись биотуалетом, отходы из которого приходится вывозить.
Кто-то стирает в тазиках, кто-то отвозит грязное белье знакомым или в свои подмосковные квартиры.
Еще одной проблемой остается безопасность — ночью в гаражах много подозрительных личностей, а вызвать полицию по адресу, которого нет, невозможно.
20 секунд на дорогу до работы
На такие экстремальные условия согласится не каждый. Среди обитателей гаражей много приезжих, говорит Александр Лаппо. Хотя есть и уроженцы Москвы и Подмосковья, которые используют гаражи не как временное пристанище, а как основное жилье.
Особенно это удобно для тех, чья работа связана с автомобилями или мелким ремонтом. На первом этаже можно организовать мойку, или автосервис или какую-нибудь ремонтную мастерскую, а жить на втором. Путь от работы до жилья занимает секунд 20 — только подняться по лестнице. Немыслимая роскошь для Москвы.
К вопросу о роскоши. Одно из самых шикарных предложений — элитный гараж в семи минутах ходьбы от станции метро "Тушинская". Площадь гаража — 50 квадратных метров. Гараж отделан современными материалами, в нем есть не только душевая кабина, но даже пианино. Кроме того, сюда может поместиться сразу три автомобиля — гараж явно рассчитан на представителей верхушки среднего класса.
Владелец гаража, представившийся Алексеем Борисовичем, пояснил, что строил гараж для себя, и потратил на его обустройство около миллиона рублей. С учетом себестоимости самого гаража он должен стоить около 4 миллионов рублей. Но Алексей Борисович готов отдать его за 2,8 млн. "Очень деньги нужны, и срочно", — поясняет он. У корреспондента РИА Новости, позвонившего ему под видом покупателя, Алексей Борисович долго выясняет, есть ли у того наличные. "Сейчас кризис, денег у народа нет. Со мной пытаются договориться на бартер — например, предлагали взять лодку. А мне нужны только наличные", — поясняет он.
Никаких проблем с администрацией кооператива не будет, обещает Алексей Борисович — надо только вовремя платить взносы. Это тысяча рублей в месяц, плюс коммуналка.
"Сдается жилой гараж для двух-трех человек"
Представитель сайта бесплатных объявлений Авито.Ру Татьяна Стародубцева рассказывает, что за последний год предложений "жилых гаражей" на их сайте стало гораздо больше. "В прошлом году мы воспринимали такие гаражи как диковинку, и все замечали, что появился жилой гараж: посмотрите, мол, какой санузел и евроремонт. А сегодня уже нет", — говорит Стародубцева.
По статистике запросов, которые делают посетители сайта, формулировка "жилой гараж" тоже встречается все чаще, утверждает Стародубцева.
Особенно популярно такое жилье на юге России, в Краснодарском крае. "Всего в нашей базе сейчас 1500 жилых гаражей, из них по Москве — от сорока до сотни", — поясняет представитель Татьяна Стародубцева.
Судя по объявлениям о сдаче и продаже капитальных гаражей, пригодных для жилья, одно из самых популярных мест — ГСК "Стрела" около метро "Университет".
Кооператив довольно большой, и расположен недалеко от центра города. Возможно, именно этим и объясняется его популярность — где еще в Москве можно поселиться всего за 5 тысяч рублей в месяц?
Одно из объявлений обещает "жилой бетонный гараж для 2-3 человек: деревянный пол, импортная печь, обогреватели, телевизор". По указанному телефону голос с сильным азиатским акцентом называет цену: 15 тысяч рублей. За такие деньги квартиру в этом районе, да еще с мастерской на первом этаже, снять невозможно.
Некоторых может заинтересовать не аренда, а покупка собственной недвижимости. За 1,1 млн рублей продается еще один гараж — двухэтажный, с водопроводом, канализацией и стеклопакетами. Площадь каждого этажа — 60 метров. "На первом можно устроить офис, или склад, или мастерскую", — предлагает автор объявления. Квартира подобного размера стоила бы в этом районе не меньше миллиона долларов. "Первая линия!" — хвалит "товар" продавец.
"Снимать жилье надоело"
Корреспонденты РИА Новости тоже приехали в ГСК "Стрела". Здесь много двухэтажных гаражей. Вторые этажи украшены пластиковыми окнами с занавесочками и цветочными горшками. На первых этажах — мастерские: здесь моют, чинят и красят машины, рядом — столярные и слесарные боксы. Портит впечатление грязная грунтовая дорога, соединяющая гаражи с большим миром.
Член правления ГСК "Стрела" Александр Савкин рассказал РИА Новости, что кооператив построен над объектами знаменитого "Метро-2" — секретной правительственной линией метрополитена. Рядом с территорией ГСК есть даже заезды для автомашин в эти секретные объекты. Поэтому у кооператива есть "кураторы" из соответствующих государственных организаций. "Их требование — чтобы в кооперативе не было серьезных нарушений и бардака, но гастарбайтеры могут жить, — признает он. — Территория огромная, у нас 6,5 тысяч гаражей. Уследить, где что происходит, непросто".
Обитатель еще одного кооператива, построивший гараж специально, чтобы в нем жить ("снимать жилье надоело, а купить нереально") вспоминает, что за пять лет у него ни разу не было проблем ни с администрацией кооператива, ни с представителями властей.
"Никакие законы не нарушены. Никто не может ограничивать собственника железного кубика в его праве находиться внутри этого кубика или складировать в нем разные предметы и жидкости", — настаивает он. Впрочем, на всякий случай он построил свое жилье из двух модулей "на случай сноса гаражей или проблем с окружением". "Возникнут проблемы — погружу модули краном на грузовик, и переехал", — рассказывает он.
"В Москве люди живут везде"
Пресс-секретарь ФМС по Москве Сергей Аксенов подтвердил РИА Новости, что сотрудникам ведомства приходилось находить нелегалов, живущих над автомойками.
"В Москве люди живут везде. Мы находили людей, живущих в лифтовых помещениях верхних этажей, в подсобках магазинов. На Троекуровском кладбище нелегалы жили буквально под землей — вырыли землянку, которую мы нашли по ведущей к ней тропинке. После этого я уже ничему не удивляюсь", — рассказывает представитель миграционной службы.
Впрочем, говорит Аксенов, в основном нелегалы предпочитают жить в жилом секторе или на стройках, где работают: "Все остальное — это все-таки исключение".
Впрочем, представитель ведомства заверил журналиста, что ФМС готово бороться с нелегалами. "Если кто-то из граждан заметил что-то подобное — сообщайте, будем реагировать", — пообещал он. Ведь в обязанности ФМС входит не только проверка легальности иностранных мигрантов, но и соблюдения режима регистрации. "А в гараже зарегистрироваться нельзя", — напомнил Сергей Аксенов.