Вера Копылова
Для всего мира лондонский "Глобус", существующий с XVII века — театр театров, но в России гастролей у него не было никогда. Но в рамках "Шекспировского театрального фестиваля", организованного арт-объединением СoolСonnections, в кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга показывают лучшие спектакли театра — "Генрих V", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь" и другие.
Первым в череде показов стал "Генрих V". Зрители, снабдив себя традиционным попкорном и пепси, познакомились с истинно шекспировским духом через экран.
Художественный руководитель "Глобуса" Доминик Дромгул приедет в Москву в конце октября, а пока он записал специальное видео-приветствие для российских зрителей, сидя в квартирке, отделенной от легендарного театра всего лишь стеной: "Мы снимаем наши спектакли на видео уже 7 лет, и везде они вызывают радость и восторг. Надеюсь, они точно передают атмосферу настоящего "Глобуса", диалог между сценой и зрителем. Это ощущение бывает на рок-концерте или на выступлении хорошего комика. Мы рады, что взялись за Шекспира и показали, на что были похожи шекспировские постановки в том самом первом, деревянном "Глобусе".
Англичане умеют обращаться со своей классикой как никто: для них границы между веками будто стираются. Для них средневековая Британия и викторианская эпоха близки, как вчерашний день, и с этим чувством они снимают кино и ставят спектакли. Уважает ли Англия свою классику? Англия и есть классика.
Поэтому ничего удивительного, когда, предваряя "Генриха V", на сцену выходит Пролог — тетушка в чепце и фартуке, представляющая собой нечто среднее между античным хором и сказочницей, она воплощает самую суть театра и доносит до нас главный шекспировский посыл: без воображения нет ни трагедий, ни комедий, ни вообще театра. Простите за простые деревянные подмостки, за убогую сцену, говорит она, и попробуйте дополнить наш скромный рассказ о войне между Англией и Францией своей фантазией.
Первая сцена легендарной исторической драмы начинается у Дромгула с туалетной темы. Ни много ни мало епископ и архиепископ, обсуждая государственные дела, по очереди усаживаются на красный короб с открытой крышкой, приподнимают рясу… Что это — осовременивание классики? Отнюдь нет. Это просто шутка, и не более того.
"Генрих V" — это три часа чувства сопричастности. Три часа того первобытного, детского ощущения и всепоглощающей веры, с которым в детстве мы читаем книги о сражениях. "Устаревшие" понятия вроде отваги, мужества, чести, воинской доблести изобразить и проговорить несложно, но актерам "Глобуса" не приходится ничего изображать. Они, и в первую очередь исполнитель главной роли Джейми Паркер, ходят в кольчугах и латах так, будто всегда их носили. Они держат меч умело и просто, как мы сегодня держим вилку, ложку или смартфон. Витиеватые шекспировские тексты рождаются у них прямо здесь и сейчас, в этих переливчатых красотах слога — и чувство, и юмор, и действие. А отмершие у нас за ненадобностью добродетели — отвага, честь, бесстрашие, верность слову — для них естественны. Эмоциональная кульминация — взятый крупным планом взгляд короля Великобритании накануне решающего сражения. Его последняя молитва, вернее — просьба.
О, бог сражений! Закали сердца.
Солдат избавь от страха и лиши
Способности считать число врагов…
На лицах солдат — кровь. Ход битвы при Азенкуре здесь представляют пятеро солдат во главе с королем, медленно, в рапиде размахивающие секирами. И в тишине зала слышно лишь позвякивание железа — вот что такое "бряцание оружия", тревожный, устрашающий звук. Зрителю этого оказывается достаточно, чтобы "увидеть" многотысячные армии и горы трупов французов.
После войны наступает черед любви. Шекспировская драма завершится трепетным поцелуем британского короля Генриха V и его будущей жены, наследницы французского престола Екатерины.
На экране кинотеатра небольшая сцена "Глобуса". Из декораций — деревянные брусья и второй ярус сцены. Из реквизита — только то, что актеры могут унести в руках. Из костюмов — полное облачение, в котором король Генрих чувствует себя королем, а солдат чувствует себя солдатом.
Но прав вопрошающий Пролог: как в таком скромном пространстве изобразить масштабную историческую картину, батальные сцены, площади, приемные залы замков? А как в 2013 году восстановить ушедшие века с такой живостью? Секрет прост: Шекспир в "Глобусе" — не римейк, но и не музейная драгоценность из-под стекла. Здесь уверены: незачем менять Шекспира, если человек с шекспировских времен ничуть не изменился.