Первая международная научно-практическая конференция, посвященная вопросам целевого привлечения средств на социальные, благотворительные и иные проекты религиозных общин (фандрайзингу) проходит сегодня в Москве. По мнению экспертов, в настоящее время религиозные организации остро нуждаются в повышении уровня финансовой грамотности в работе с донорами и попечителями. О том, как Церковь привлекает спонсоров для своих благотворительных проектов, а также о конференции, местом проведения которой стал Высоко-Петровский монастырь, корреспонденту РИА Новости Ольге Самсоновой рассказал его наместник, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).
- Существует расхожее мнение, что Церковь — очень богатая организация, и она должна из своих внутренних ресурсов давать деньги всем нуждающимся, а не просить обычных людей жертвовать на организацию церковных приютов, домов престарелых или кризисных центов для беременных. Как на самом деле обстоят дела и насколько велика потребность в средствах со стороны?
— Принцип формирования бюджета современного православного прихода базируется на многовековой традиции. С первых веков христиане сами собирали средства для обеспечения жизни своей общины. Так, именно община сама содержала свои строения, которые мы называем храмами и богадельнями, занималась благоустройством прилегающей к ним территории, делилась финансами и людскими ресурсами с нуждающимися общинами, оказывала помощь страждущим. Из Священного Писания мы знаем, как первые христиане, проживая в разных местах, собирали средства для иерусалимской христианской общины, которая испытывала гонения и материальные трудности.
И сегодня в большинстве случаев бюджет православного прихода формируется из пожертвований его членов, в том числе полученных посредством распространения в храме свечей, церковной утвари, книг. Устав прихода специальным образом прописывает и прозрачность движения денежных средств. Это контролируется специальной комиссией, куда входят члены приходской общины. Принцип формирования бюджета храма связан не только с планируемой оплатой коммунальных платежей и материальной поддержкой работников, но и с теми задачами, которые ставит перед нами Святейший Патриарх Кирилл и соборные органы Церкви. Это организация социальной деятельности, миссионерского служения, развитие образования и просвещения.
Поддержка церковных проектов сегодня осуществляется не только "всем миром", но также и целевым образом, разовыми крупными пожертвованиями. Бывает так, что коммерческие организации или отдельные христиане, имеющие в распоряжении достаточные материальные ресурсы и добрую волю жертвуют деньги, к примеру, на полное восстановление храма или на формирование и содержание при нем социальных служб.
- Англоязычный термин "фандрайзинг" вынесен в название конференции, которая проходит в Высоко-Петровском монастыре Москвы. Что это — попытка религиозных объединений идти в ногу со временем, усвоить западный опыт?
— Конференцию проводит университет, и в ней участвуют представители организаций, которые давно уже работают в сфере благотворительности. Поэтому мы используем терминологию, которая сегодня является общепринятой в профессиональной среде. В ходе дискуссии будет затронут огромный спектр вопросов. Нас не пугают заграничные слова, тем более что большой акцент в ходе конференции будет сделан на опыте зарубежных религиозных объединений. Обращение к нему нам кажется небесполезным. На конференцию мы пригласили, в том числе, и наших зарубежных партнеров, которые оказывают финансовую помощь различным религиозным организациям в России
Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что сбор средств на целевые нужды, на конкретные проекты не является чем-то новым для Церкви. Как мы знаем из мировой и отечественной истории, византийские императоры, государи Европы, русские цари и просто состоятельные люди из чувства христианского долга жертвовали средства на определенные нужды — на церковное строительство или помощь нуждающимся. Чаще всего это веление сердца было обусловлено прозвучавшим призывом Церкви. Сегодня эта деятельность ведется аналогичным образом. Когда случается какое-то происшествие, влекущее за собой несчастье наших сограждан, по призыву патриарха в монастырях и приходах Русской православной церкви верующие собирают средства в помощь пострадавшим. Так было во время трагедии в Крымске, во время лесных пожаров в центральных регионах России, так происходит и сейчас, когда Дальний Восток переживает последствия наводнения. Кстати, понятие фандрайзинга связано также и с привлечением человеческих ресурсов, и в Церкви сегодня активно развиваются проекты, к участию в которых призываются волонтеры. Вспомните как сотни молодых людей отправились добровольцами в Крымск, среди них были и семинаристы и студенты нашего университета. Это тоже для церковной истории явление не новое.
- Почему возникла такая инициатива — провести конференцию, посвященную привлечению средств на социальные и религиозные проекты, и кому она принадлежала?
— В прошлом году Российский православный университет при поддержке партнеров проводил курсы повышения квалификации для работников приходов Москвы в сфере фандрайзинга. Тогда и возникла идея проведения большой конференции, которая собрала бы в одном месте тех, кто сегодня целенаправленно жертвует деньги на церковные инициативы и представителей самих религиозных организаций.
Сегодня в России существует множество благотворительных фондов. Их задачей является целенаправленное выявление и финансирование тех или иных социально значимых проектов, причем в большинстве случаев такие структуры работают по принципу выделения грантов, а не просто разовой помощи. В свою очередь религиозным организациям важно понимать правила таких взаимоотношений, уметь обосновать причины, на основании которых им могут выделить средства, грамотно расходовать полученную помощь, составлять отчет о работе. Ведь если говорить о факторах, которые влияют на процесс привлечения денежных средств — это ведь не только личность того, кто обращается за помощью, но и правильно составленный бизнес-план. Последнему можно и нужно учиться.
- В Москве, должно быть, легче найти спонсоров на какой-нибудь церковный благотворительный проект — ведь именно в столице сосредоточено много крупных коммерческих организаций, да и уровень благосостояния граждан выше, чем в большинстве регионов. А маленький сельский приход на что может рассчитывать?
— Вообще, это большое заблуждение — думать, что конкретно московскому приходу легче найти средства на свои нужды, нежели приходу в небольшом городе или деревне в регионе. Потому что в том же небольшом городе или деревне сохраняются общинные взаимоотношения — чаще всего все друг друга знают, и люди все еще могут, как выражались прежде, навалиться на проблему всем миром и решить ее. Допустим, возвращают Церкви разрушенное здание храма в деревне. Для людей, которые здесь живут — от главы этого поселения, депутатов и предпринимателей до простых людей — это родное место, потому что здесь венчали, отпевали, крестили предков. А если еще приходит священник, который силой духа и личным примером поднимает людей на возрождение этого храма, то средства на его восстановление собираются быстро. Я вижу, как благодаря этому в деревнях и небольших городах такие храмы становятся местными центрами не только духовной, но и социальной, культурной жизни — при них создаются школы, гимназии, развиваются социальные службы.
В Москве же и в других городах-мегаполисах такое ощущение сопричастности общему делу, увы, неочевидно. Взять, к примеру, улицу Петровку, на которой расположен Высоко-Петровский монастырь, в свое время являвшийся одним из центров духовной жизни столицы. Он дал название и улице — Петровке, и прилегающему бульвару, и местным переулкам. А сегодня многие из тех, кто живут или работают здесь годами, даже не задумываются о том, что они находятся рядом с древнейшим на Москве монастырем. И кто знает, сколько сил надо приложить, чтобы пробудить в современных Петровцах живой интерес к истории, любовь к святыне.
Немаловажным подспорьем в поиске финансирования стало и развитие информационных технологий. Сегодня в любой точке страны можно создать удачную презентацию проекта и качественную заявку на финансирование, а затем воспользоваться интернетом. В большинстве случаев фонды рассматривают сегодня именно электронные заявки. Поэтому что касается привлечения финансов на церковные проекты, возможности настоятеля столичного или провинциального храма вполне равны. Я знаю многих людей, которые находятся далеко от Москвы и получают существенные средства на реализацию тех или иных социально значимых проектов — от возрождения храмов до развития молодежных, образовательных и других инициатив. В этом отношении сегодня география уже не имеет такого значения как раньше. Было бы желание и умение.