МОСКВА, 1 окт — РИА Новости, Наталия Курова. Московская премьера балета народного артиста РФ Бориса Эйфмана "По ту сторону греха", созданного по мотивам романа "Братья Карамазовы", состоится на Новой сцене Большого театра во вторник в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес", сообщили РИА Новости в пресс-службе смотра.
Это не первое обращение известного балетмейстера к роману Достоевского: в 1995 году он создал балет "Карамазовы" — спектакль, снискавший всемирное признание.
"За двадцать лет, прошедших с тех пор, изменился мир, страна, изменился я сам. Произошло переосмысление многих ценностей, пришло новое понимание вечных тем, которые волновали Федора Михайловича и которые не перестают волновать нас и сегодня, — сказал РИА Новости Эйфман. — Поэтому, возникла необходимость ответить на новые вызовы, вернуться к этому роману с позиции сегодняшнего дня, сегодняшнего моего мироощущения и новых возможностей театра".
Разговор о вере
По словам Эйфмана, "По ту сторону греха" — совершенно новый балет, спектакль другого уровня. Он говорит, что это разговор о вере, о том, какой ценой к ней приходят, это попытка понять, что Бог — внутри человека и дорога к Богу — есть стремление найти в себе добро, заложенное природой.
"Найти тот моральный стержень, по которому должен жить каждый человек, — наиважнейшая тема, тема высокого искусства. И мы на своем уровне и своим языком пытаемся ее осмыслить и по-своему передать", — сказал балетмейстер.
В спектакле занята молодежь — новое поколение, но те темы, которые волновали в начале 90-х, по мнению Эйфмана, понятны и близки сегодня.
"Этот балет обращен именно к молодым, которые только познают жизнь, и, может быть, только открывают для себя вечные темы — веры, добра и зла. Многие из них проживают жизнь как-то по касательной, не углубляясь. И балет как искусство, обладающее невероятным зрелищным и эмоциональным арсеналом, может приобщить людей к мудрости, заложенной в творчестве Достоевского, к познанию высоких ценностей", — пояснил собеседник агентства.
В ближайшее время Эйфман не планирует снова обращаться к произведениям Достоевского, но, по его мнению, мыслями, идеями и философией писателя "пропитаны и его другие работы".
Особое отношение к Москве
Балетмейстер отметил, что у него особое отношение к московской публике. "Впервые мы приехали в столицу в 1978 году и с тех пор бывали часто. Во времена советской власти, когда обком партии настойчиво пытался закрыть театр, каждый наш приезд в Москву был судьбоносным, здесь решался вопрос — быть или не быть театру. Московские зрители и критика очень поддержали нас. Положительные статьи в центральных газетах были для нас как охранная грамота. Это незабываемо и бесценно", — сказал он.
По словам Эйфмана, он рад работать с фестивалем "Черешневый лес", с его замечательной командой людей, бескорыстно служащих высокому искусству, что сегодня большая редкость. "Такое служение высокому искусству достойно самого глубокого уважения. И я всегда с удовольствием откликаюсь на предложения "Черешневого леса" и надеюсь, что наше творчество будет достойно этого фестиваля и мы продолжим сотрудничество", — сказал балетмейстер.
В прошлом году Эйфман при поддержке "Черешневого леса" представил московским зрителям на Новой сцене Большого театра премьеру балета "Роден". Тогда же он стал лауреатом премии Олега Янковского "Творческое открытие-2012". Показы балета "По ту сторону греха" пройдут в ГАБТе с 1 по 3 октября.