28 сентября в Китае отмечают День рождения Конфуция.
Китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун-цзы) родился около 551 года до нашей эры в городе Цюйфу (ныне провинция Шаньдун, Восточный Китай) в семье мелкого чиновника, происходившего из обедневшего знатного рода. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери. Семилетнего мальчика отдали в школу, где он проучился десять лет с большим прилежанием, проявив приверженность к ритуалу и обрядам, занявшим впоследствии видное место в его учении. В возрасте 19 лет Конфуций женился и был определен на должность хранителя хлебных амбаров.
Довольно долго прослужив на различных должностях у правителей нескольких княжеств, он оставил чиновничью карьеру и занялся проповедью своих этико-политических взглядов. Философ разъезжал по княжествам, давая советы их правителям, как разумнее управлять подданными.
До 66 лет Конфуций путешествовал по стране, проповедуя свое учение. Согласно историческим записям, за свою жизнь Конфуций обучил более 3000 учеников. Его учение изложено в книге "Луньюй" ("Рассуждения и беседы"), текст которой представляет собой запись изречений и бесед мудреца с его ближайшими учениками и последователями.
Под конец жизни он вернулся в родной город Цюйфу. Умер Конфуций в возрасте 72 лет в 479 году до нашей эры.
На месте дома, где жил Конфуций, был построен храм, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. Так был создан ансамбль храмовых зданий, а место погребения мудреца и его учеников превращено в пантеон, который является местом паломничества уже более двух тысяч лет.
В декабре 1994 года храм, дом и лес, окружающий дом Конфуция, были занесены ЮНЕСКО в Список объектов всемирного культурного наследия.
Учение Конфуция внесло немалый вклад в формирование китайской психологии и семейных устоев. Древнекитайский философ сформулировал пять главных характеристик благородного человека: гуманность, справедливость, почтение к родителям и правителям, рассудительность и искренность.
При правлении династии Хань (2 век до н.э. — 3 век н.э.) конфуцианство стало государственной идеологией и впоследствии фактически стало основой китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
История торжественной церемонии, посвященной жертвоприношению Конфуцию, берет начало в 478 году до нашей эры, то есть стала проводиться на второй год после смерти Конфуция. Тогда правитель царства Лу Айгун превратил родной дом Конфуция в место для принесения ему жертвоприношений. Первый император династии Хань Лю Бан, проезжая через царство Лу, принес в жертву Конфуцию домашних животных. Так было положено начало жертвоприношениям, которые китайские императоры делали в честь Конфуция. С каждой новой династией императоры стали обращать все больше внимания на это жертвоприношение, благодаря чему церемония становилась с каждым разом все более торжественной. Виды ритуальной утвари, музыкальных инструментов, музыкальных пьес и танцев во время церемонии утверждались самим императором. Императоры династий иногда сами участвовали в этих жертвоприношениях, или посылали вместо себя чиновников. Количество таких церемоний жертвоприношения достигло 196. В частности, император цинской династии Цяньлун в разное время восемь раз лично посетил Цюйфу для проведения жертвоприношения Конфуцию.
Правительство Китайской Республики (1912-1949) издало официальный указ, касающийся жертвоприношений Конфуцию по всей стране, и внесло большие изменения в процедуры и обряд церемонии: вместо поднесения вина стали возлагать венки, классическое ритуальное облачение превратилось в длинный халат и магуа (куртку китайского покроя), земной поклон превратился в почтительный поклон.
В 1986 году торжественная церемония жертвоприношения Конфуцию, которая в течение полувека не проводилась, возродилась снова и стала частью открытия мероприятия под названием "Экскурсия в родной край Конфуция". Это масштабное художественное выступление, включающее музыку, песни, танцы и обряды, проводится ежегодно 27 числа восьмого месяца по лунному календарю в день рождения Конфуция.
С 1984 года на родине Конфуция в городе Цюйфу проходит Международный фестиваль конфуцианской культуры.
В 2009 году китайцы отметили 2560 лет со дня рождения знаменитого философа.
Торжественная церемония, посвященная великому мыслителю, состоит из 37 хореографических частей.
Начинается она с тройной барабанной дроби и красочной процессии из служителей храмов, танцоров, музыкантов, школьников и студентов, а также политических лидеров. Процессия движется медленно, останавливаясь через каждые пять шагов. Следующая часть церемонии включает в себя открытие ворот храма Конфуция и приношение философу и учителю в виде фруктов или других плодов. Затем на традиционных китайских инструментах исполняется "Песнь мира", под которую исполняется древний танец, созданный еще в эпоху династии Чжоу (1045-770 до н. э.). Каждый танцор держит в левой руке короткую бамбуковую флейту, символизирующую сбалансированность, а в правой руке перо фазана – символ чистоты и целостности.
Затем предводитель церемонии призывает присутствующих повернуться лицом к церемониальным воротам и вместе с участниками церемонии почтительно призвать дух Конфуция. Преклоняются знамена, трижды осуществляется поклон Совершенномудрому. Вновь звучит оркестр и исполняется мелодия, курится фимиам, участники церемонии в поклоне возлагают жертвенные яства на алтарь. По завершении церемонии подношения кубки и корзины уносятся. Бьют барабаны, звучно ударяет колокол, вновь выстраивается процессия с фонарями, кадилом, алебардами, веерами, зонтами, теперь уже для проводов духа Конфуция. Руководитель церемонии призывает всех присутствующих выразить глубокое и искреннее почтение учителю, когда процессия прошествует в обратном направлении через церемониальные ворота. Ворота закрываются, в обратной последовательности все участники церемонии покидают место действия.
Все обряды обязательно должны быть "богатыми, чистыми, искренними и почтительными". Торжественная церемония через музыку, танцы концентрированно показывает культуру конфуцианства, демонстрирует высокое единство искусства и политического содержания. Она играет незаменимую роль для общества, содействуя продолжению и развитию традиционной культуры, созданию мирной атмосферы и гармонии в обществе, усилению национального духа.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников