Рейтинг@Mail.ru
Педагоги объявляют войну шуму - РИА Новости, 27.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Педагоги объявляют войну шуму

© Fotolia / pressmasterШкольники. Архивное фото
Школьники. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Согласно Всемирной организации здравоохранения, дети в наибольшей степени подвержены вредному воздействию шума. Шум отрицательно сказывается на их познавательных способностях и самочувствии. Школьные учителя начали борьбу с грохотом, прививая будущим поколениям навыки соблюдения тишины.

Материал подготовлен проектом ИноСМИ Группы сайтов РИА Новости >>

Ева Миллет (Eva Millet)

Детишкам из третьего класса государственной средней школы «Роселья» (Rosella) нравится слушать пение птиц и шум морского прибоя, уханье сов и звук дождя. Им также по душе музыка (но только не громкая) и шелест листьев на деревьях. Эти девочки и мальчики 8 — 9 лет не любят шума мотоциклов и строек а также музыку на полную мощность. Им также не нравится лай собак, гудки автомобилей, хлопанье дверей, крики и барабанная дробь. Они прекрасно понимают, что такое шум: «неприятный звук», «то, что сильно раздражает», «как стресс для головы», «делает больно ушам» — поясняют они.

26 и 27 учеников двух третьих классов могут почти час принимать участие в каком-нибудь мероприятии, не прерываясь и не повышая голоса, в том числе когда они говорят между собой. По завершении занятий тишина не взрывается криками. Школьники встают, аккуратно ставят свои стулья на столы, одевают рюкзаки и вежливо прощаются со своими учительницами. И это происходит не где-нибудь в Финляндии, Швеции или одной из северных стран, где люди более выдержанные и не прерывают друг друга. Школа «Роселья» находится в Виладекаваллс (Viladecavalls), провинция Баселоны. Чтобы отбросить всякие сомнения, достаточно взглянуть в окно и увидеть очертания горы Монсеррат под безоблачным небом.

«Роселья» стала первой школой, поставившей вопрос борьбы с шумом в свою учебную программу. С этой инициативой выступила учительница Сеска Родригес-Ариас (Cesca Rodríguez-Arias), которая, прочитав, что Испания является второй страной в Европе по уровню шума, решила предпринять конкретные шаги для борьбы с ним. Сеска работает учительницей почти 35 лет, и она пришла к выводу, что дети, бесспорно, «становятся все более шумными, и дело даже не в том, что шум им уже не мешает, тон голоса у них стал выше», отмечает она. По мнению педагога, повышение громкости голоса напрямую связано со стрессами и акселерацией, делающих детей все более нервными. «А дети, когда нервничают, больше кричат и утрачивают внимание», — говорит Сеска.

Сеска Родригес-Ариас начала осуществлять свою программу по борьбе с шумом пять лет тому назад. «Меня всегда интересовала размеренность, когда я узнала, что мы очень шумная страна, то решила, что этим надо заняться на уровне преподавания», отмечает преподаватель. «Роселья входит в программу «Зеленые школы» (d’Escoles Verdes) правительства Каталонии. Исходя из того, что шум также загрязняет окружающую среду, то вполне логичным было включить этот вопрос в учебную программу. «К счастью, школа оказала мне значительную поддержку, —  подчеркивает Сеска, — потому что в вопросе борьбы с шумом существует много непонимания».

Так, 24 апреля (Международный день борьбы с шумом) 2008 года Сеска начала говорить со своими учениками о звуке, шуме и его отрицательном влиянии на здоровье. С тех пор ежегодно в этот день проводится мероприятие, посвященное этому вопросу, однако, как поясняет Сеска, дело на этом не остановилось: «Работа по борьбе с шумом ведется в течение всего года и тесно связана с целым рядом привычек, таких как внимательное отношение, умение вести разговор, уважение и пребывание в школе». Педагогическая работа включает в себя информирование, осмысление и требование: все эти три фактора нашли свое отражение в блоге, который ведет Сеска (Blocs.xtec.cat/sosoroll), а также в различных инициативах. В частности класс Сески обратился в городскую мэрию с просьбой сделать пластиковые насадки для ножек столов и стульев, чтобы избежать скрежета, который они издают всякий раз, когда их передвигают.

Работа преподавательницы находит свое отражение и в знаниях детей, которые в том числе умеют отличать звук («то, что несет в себе положительную информацию») от шума («неприятный звук»). Они также знают, насколько важна тишина для учебного процесса, для чего нужен монохорд и с какого уровня децибелы причиняют вред. Для этого в аудиториях установлены специальные аппараты в форме огромного уха, увешанного индикаторными лампочками, которые загораются при превышении допустимого уровня звука (от 55 до 60 децибел), рекомендованного при проведении занятий. Аппарат (в других странах он уже давно используется в школах, хотя и имеет форму светофора) – тоже инициатива Сески: «Он помогает нам глубже осознать проблему и лучше следить за шумом, который мы можем создать. У нас их уже двенадцать в учебных помещениях для учеников начальных классов и один для дошкольников».

Родригес-Ариас говорит размеренно и мягко. Она относится к числу тех людей, для которых глагола «кричать» не существует. И все же за этим внешним спокойствием чувствуется решимость, благодаря которой и удалось создать этот оазис спокойной речи в окрестностях горы Монсеррат. А этот оазис действительно необходим, поскольку эксперты ВОЗ предупреждают, что у детей, подверженных регулярному воздействию шума, «отмечается дисфункции внимания, памяти, сложности при решении задач и обучении чтению».  Из этого можно сделать вывод, что школам следует уделять особое внимание проблеме шума, хотя, как указывается в докладе «Комплексная безопасность в заведениях обязательного образования Испании», это далеко от действительности.

Авторы доклада, опубликованного в 2012 году и подготовленного по инициативе Фонда Mapfre группой сотрудников отдела Автономного университета Барселоны, изучающих риски в образовательной среде (Edurisc), обследовали 300 учебных заведений и пришли к выводу, что испанские школы удовлетворяют требованиям безопасности, чистоты, порядка и охраны здоровья, но недостаточно борются с шумом. В 60% обследованных школ вообще не принималось каких-либо мер по борьбе с шумом.

Оригинал публикации: Pedagogía contra el ruido

Полный текст статьи читайте на сайте ИноСМИ>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала