САМАРА, 27 сен — РИА Новости, Нина Белая. В детском саду "Буратино" поселка Авангард на севере Самарской области начинается обычное музыкальное занятие. Преподаватель наигрывает на гармони мелодию и руководит: "Давайте, ребята, плечами-плечами, кокетливо так… Попробуйте". У малышей пока не слишком хорошо получается двигаться под музыку — они водят ручками неумело и невпопад, отвлекаются. Наставник делает замечание: "Нет, ещё слабо-слабо, ребята…", — но сразу и ободряет: "Ну, ничего, научитесь. Все понемногу".
Александр Григорьевич Губин ведет занятия в детском саду по вторникам и четвергам. Сегодня урок у младшей группы. Он длится недолго — 15 минут, но дети успевают и песню разучить, и пообщаться, и даже местами поменяться.
Сейчас Александру Григорьевичу 64 года. 46 из них он отдал работе в детском саду. Многие из пришедших на занятие малышей — дети его самых первых воспитанников.
Гармонист-самоучка
Александр Григорьевич по специальности токарь. Получив образование, он отправился на заработки в Самару, однако надолго в большом городе не задержался и вернулся в родной поселок.
"Не могу я в городе жить. Там много лишней суеты. А еще человек в городе очень одинок. Думаю, только очень творческому человеку в городе жить полегче. Но я все-таки захотел вернуться", — рассказывает Александр Григорьевич.
Как оказалось, в Авангарде без художественной самодеятельности простаивал клуб. Туда и определили Губина. Тогда же Александр Григорьевич устроился на работу в детский сад и начал учить местных ребятишек музыке.
"Молодым пацаном был — только из армии вернулся. Потом, где бы я ни работал, детский сад не бросал никогда. С 18-ти лет в детском саду был в должности музыкального работника. Воспитатель с детьми слова разучивал, я подыгрывал как мог", — вспоминает он.
Без него не обходилось ни одно мероприятие — про талантливого гармониста знала вся округа. Как-то раз его украли из клуба — на свадьбу нужен был музыкант. Губина вынесли на руках прямо с киносеанса и через ночь и пургу повезли за невестой.
Нот он сначала не знал, все мелодии подбирал на слух. Потом взялся за самоучитель, попробовал разобраться. Нотная грамота давалась нелегко. Тогда молодой музыкант решил действовать от обратного — разучил марш "Прощание славянки", а затем сверился с нотами. Так и освоил.
"Раньше какие гармонисты были? Виртуозы! У них надо учиться, у стариков. Когда хорошего музыканта звали на ярмарку, и он свою мелодию выводил — кони плясали!" — рассказывает он.
Сейчас гармошка в руках Александра Григорьевича выдает любые мотивы — от сельского наигрыша до аргентинского танго.
Шаг за шагом
За полвека преподавания Александр Григорьевич выработал свой метод общения с малышами. По его мнению, давать материал нужно не торопясь, вдумчиво. Каждое занятие он начинает с разминки. Обычно это простая мелодия, под которую дети могут похлопать в ладоши. Многие воспитанники еще и говорить почти не умеют, но песни с Александром Григорьевичем уже поют.
"Обращали внимание? Когда ребенок только встает на ножки, его нельзя торопить. Тот, кто начинает медленно, — он идет и доходит. А кто торопится — тот сразу и падает. Если вдумчиво, осмысленно давать материал, все лучше откладывается", — делится опытом педагог.
Хвалит Александр Григорьевич только, когда действительно есть за что. Завышение оценок, считает он, может сослужить ребенку недобрую службу.
"Знаете, как старые учителя писать учили? Потихоньку, с крючочков начиная. И какой почерк красивый был раньше у людей. С ученика лучше спрашивать строго. Ведь у ребенка нет желания стараться, если он еще писать как следует не научился, а его хвалят", — говорит Александр Григорьевич.
Посещая районную музыкальную школу, Александр Григорьевич подмечает, как работают педагоги там. Однажды, увидев, что один из учеников неправильно ставит руку, он сделал замечание его наставнику.
"Спрашиваю педагога, почему его ученик так руку ставит, а он в ответ — ребенку так удобнее. Но мало ли, как ему удобно? Надо сразу учить, как правильно", — говорит он.
Домашняя мастерская
Среди увлечений юности Александра Губина — художественная фотография, охота, реставрация старинных инструментов. Комната Александра Григорьевича — настоящая мастерская. Сейчас здесь пять баянов, которые уже "налажены", и одна старинная гармонь-самоделка — лежит разобранная.
"Раньше хорошие мастера были. Посмотрите — здесь все кнопочки из речной ракушки. Вот — инициалы автора. Долго ее придется настраивать, может, детали какие заменить. Для музея я бы не взялся. Но мне ее принес сын того самого мастера — говорит, играть на ней буду. Потому только и согласился отремонтировать", — рассказал он.
Тульскую гармонь под названием "Куликово поле", на которой Александр Григорьевич сейчас играет, пришлось ремонтировать и настраивать больше месяца. Мастер звонил в Тулу, делился с главным инженером производства своими соображениями о достоинствах и недостатках инструмента — два единомышленника быстро нашли общий язык.
Усатый нянь
Не каждый детский сад может позволить себе ставку музыкального работника. В авангардском детсаду Александр Григорьевич не только старается увлечь ребятишек музыкой, но и берет на себя все мужские обязанности. Он здесь и электрик, и плотник, и столяр. В классе, где проходят музыкальные и художественные занятия, "на все руки мастер" только недавно заменил все старые светильники.
"Мужчине быть педагогом не то чтобы проще, а просто у него для этого больше энергии остается. У женщин все-таки забот побольше, чем у мужчин. Это не значит, что женщина менее способна. Нет, конечно. Просто нагрузка у нее уже большая и задачи другие", — говорит он.
Взять на себя обязанности наставника Александру Григорьевичу пришлось еще в детстве — он был старшим ребенком в многодетной семье. Суровый отец, который в свое время служил полковым кавалеристом и прошел через три войны, не всегда мог расположить к себе детей.
"Когда отец приходил домой — мы все под кровать прятались. Я тогда уже решил, что никогда не стану вести себя, как он. Отругать ребенка — это не выход. Не нужно повышать голос, лучше все спокойно объяснить, вместе разобраться", — рассказывает он.
Среди воспитанников детского сада встречаются и шалуны, с которыми непросто справиться. К ним, считает Александр Григорьевич, нужен особый подход.
"Не с любым ребенком, конечно, сразу можно найти общий язык. Но все-таки говорить всегда нужно спокойно. Дети все точно улавливают, и, если покажешь, что ты не справляешься, ничего ты с ними не сделаешь", — считает он.
У Александра Григорьевича есть внук Миша, который сейчас учится в третьем классе. Он когда-то тоже приходил к своему деду на музыкальные занятия в детском саду. Но перенимать секреты мастерства игры на гармони внук не торопится.
"Показывал кое-какие приемы игры внуку. Он мне говорит, нет, дед, не хочу я — когда вырасту, гармошек-то уже не будет. Я говорю, гармошки, Миша, всегда будут. Конечно, хочется передать свое мастерство. Пока держимся. Это, наверно, и есть главный смысл. Это сил придает", — говорит Александр Григорьевич.