МОСКВА, 26 сен — РИА Новости. Мнения о том, как должны работать институты Российской академии наук в ходе ее реформы, предложила рабочая группа Общественного совета и Совета по науке Минобрнауки. На заседании обоих советов в четверг в РИА Новости эксперты представили новые для российской науки механизмы управления и оценки эффективности как институтов, так и их сотрудников.
Главным вопросом, вызвавшим наибольшие споры при подготовке законопроекта о реформе, было грядущее подчинение институтов РАН специальному госагентству. Ученые опасаются вмешательства чиновников в процесс исследований. Предложения рабочей группы позволяют снизить эти риски.
По словам главы Совета по науке, проректора МГУ академика Алексея Хохлова, огласившего на заседании мнения экспертов, целью рабочей группы было разработать документы, которые могли бы в ходе реформы обеспечить развитие российской науки.
В состав группы помимо Хохлова вошли главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов, нобелевский лауреат Андрей Гейм, один из самых высокоцитируемых российских ученых Руслан Валиев (всего 18 человек).
Научный сенат
По мнению экспертов, ключевые решения агентства, в частности открытие, закрытие, реконструкция институтов РАН, организация их научного аудита, должны приниматься специально созданным коллегиальным органом — научно-координационным советом ведущих ученых ("сенатом") и по согласованию с президиумом РАН.
"Сенат" должен на четверть состоять из ученых, выбранных президентом РФ, на четверть — из членов академии, выбранных ее общим собранием, на четверть — из сотрудников институтов РАН, выбираемых от групп институтов смежных специальностей, и еще на четверть — из ученых, преподавателей и сотрудников инновационных компаний, работающих вне РАН, но выбранных общим собранием академии.
Постоянство лучших
Согласно предложениям, лучшие сотрудники РАН, выявленные в ходе аудита, могут получить статус "постоянный сотрудник РАН" (эквивалент "постоянного профессора" в западных университетах). Такой статус могут получить люди, удовлетворяющие достаточно высоким требованиям, которые, в свою очередь, должны быть определены по согласованию с отделениями РАН.
В дальнейшем этот статус должен подтверждаться аттестацией раз в пять лет и сохраняться при перемене мест работы внутри РАН. Постоянные сотрудники будут работать в институтах РАН до 70 лет. После достижения этого возраста постоянные сотрудники будут переводиться на должность "научный консультант РАН" с сохранением зарплаты, но без права занятия административных должностей.
Оценить всех
Для проведения аудита института и лабораторий планируется создавать комиссии, формируемые "сенатом" госагентства. При этом половину состава комиссий должны составлять зарубежные ученые.
"Методика проверки — наше убеждение, что <…> говорить о показателях институтов можно только так же, как о средней температуре по больнице, оценивать надо лаборатории", — сказал Хохлов.
Комиссии будут раз в пять лет оценивать не только долю лабораторий, работающих на мировом уровне, но и соответствие штатной численности института и его научной продуктивности, а также вовлеченность сотрудников института в образовательный процесс и взаимодействие с промышленными компаниями.
"Мы считаем, что неправильно, что такие выводы будут формироваться только по отношению к институтам академии наук, (аудит) по тем же условиям и параметрам должны проходить сотрудники всех остальных научных организации", — добавил Хохлов.
Поэтому по тем же критериям и одновременно с институтами РАН предлагается оценивать все российские учреждения, занимающиеся исследованиями и финансируемые из бюджета — вузы, где есть научные подразделения, государственные научные центры, научно-исследовательские центры.
Ценз для директоров
Директора институтов Российской академии наук должны назначаться с учетом возрастного ценза — 70 лет, причем они не могут занимать эту должность более двух пятилетних сроков, говорится в предложениях, сформулированных рабочей группой. Читайте подробнее >>
Авторы предложений разработали также шестиступенчатую схему выборов директоров академических институтов, в которой участвуют коллектив института, ученый совет, отделения РАН, президиум академии и комиссия совета при президенте, а также будущее агентство институтов РАН. Претендовать на этот пост могут постоянные сотрудники РАН или профессора российского или зарубежного университета.
Граждане других государств должны иметь те же права на участие в конкурсах на руководство научными институтами и научными проектами, что и граждане России, сказал Хохлов.
Передовые центры
В составе некоторых институтов РАН следует создать центры передовых исследований — структуры, которые будут возглавляться учеными-мировыми лидерами в своих областях и которые получат максимальную свободу в выборе тем исследований и наборе научного штата, полагают эксперты.
"Если есть мировой лидер, которому мы можем доверять, ему надо только дать возможность набирать сотрудников — без всяких конкурсов. Разумеется, они должны каждые пять лет проходить аудит, причем более жесткий, чем аудит обычных лабораторий", — сказал Хохлов. При этом центры должны подтверждать свой особый статус по результатам международного аудита, проходящего раз в 5 лет.
"Реанимация" науки
Пока реформа РАН еще формально не началась, ученые предлагают подумать, что делать для экстренной "реанимации" российской науки.
В числе срочных мер надо как минимум в четыре раза поднять объемы грантов на научные исследования, считает член Общественного совета при Минобрнауки академик Георгий Георгиев из Института биологии гена РАН.
Он отметил, что эти механизмы поддержки должны предусматривать создание новых подразделений, которые могли бы возглавить талантливые молодые ученые.
С Георгиевым солидарен другой член Совета математик Станислав Смирнов, лауреат "математической Нобелевки" — Филдсовской премии.
"Нужно срочно поддержать хорошо работающие группы. Нужно провести научный аудит — эта оценка должна быть не на основе суммирования численных показателей, а на базе экспертной оценки квалифицированными учеными", — сказал Смирнов, выступая на заседании.
Смирнов отметил, что в России пока есть много научных групп, работающих на мировом уровне, и наукой интересуются многие способные студенты и школьники, но ситуация требует срочных действий, иначе эти перспективы не будут реализованы.
В свою очередь, входящий в Совет по науке сотрудник Физического института имени Лебедева РАН Юрий Ковалев напомнил, что стипендия аспиранта сейчас составляет 6 тысяч рублей. "Первое, что нужно сделать, как можно быстрее, увеличить стипендии аспирантов очной формы. Финансово они должны иметь возможность 100% времени работать в лаборатории", — сказал Ковалев.
Он добавил, что многие аспиранты опасаются, что с переходом академических институтов в ведение госагентства их общежития тоже окажутся в его распоряжении и они могут остаться без жилья.
Повестка для министерства
Министерство образования и науки согласно с предложениями рабочей группы и намерено способствовать их реализации, заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов по итогам заседания.
По словам Ливанова, "впереди большой и сложный переходный период". Он отметил, что в новой системе будет около 900 институтов, если учитывать вместе организации РАН, академии медицинских и сельхознаук.
"Система очень многообразна, разнородна, и, естественно, те меры и шаги, которые будут предприниматься, это многообразие должны обязательно учитывать", — сказал министр. Он отметил, что внутри новой системы институтов нужно обеспечить максимально полное самоуправление научного сообщества, но при условии, что оно будет осуществляться действительно силами активно работающих ученых.