Рейтинг@Mail.ru
Музеи Кремля открывают выставку по истории коронаций в России - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Музеи Кремля открывают выставку по истории коронаций в России

Читать ria.ru в
Часть экспонатов для проекта, приуроченного к 400-летию Дома Романовых, была предоставлена российскими архивами и крупнейшими музеями, в том числе Эрмитажем, но основная их масса впервые за несколько десятилетий покинула Оружейную палату.

МОСКВА, 26 сен — РИА Новости, Светлана Янкина, Софья Пономарева. Выставка "Венчания на царство и коронации в Московском Кремле", повествующая о церемониях и празднованиях этого торжественного события со времен Ивана Грозного до Николая II и приуроченная к 400-летию Дома Романовых, открывается в Музеях Московского Кремля (ММК) в пятницу.

Размах у проекта необычайный и по числу ценных экспонатов, и по задействованным под него площадям. Как рассказала директор музея Елена Гагарина, изначально они планировали показать его в отдельном пространстве. Однако в связи с отменой строительства здания напротив дома Пашкова сроки появления у ММК экспозиционных залов сдвинулись, и пока неизвестно, когда они откроются — теперь уже в Средних Торговых рядах.

Часть экспонатов для проекта предоставлена российскими архивами и крупнейшими музеями, в том числе Эрмитажем, но основная их масса впервые за несколько десятилетий покинула Оружейную палату. Именно оттуда монаршие регалии раньше доставлялись в Успенский собор для обряда на специальных блюдах — это тоже была отдельная церемония.

"Очень приятно, царь"

Вообще, церемония и преемственность — это ключевые понятия всей экспозиции, да и самого ритуала коронации — процедуры сакральной. Тем интереснее рассматривать "инструменты", с помощью которых человек из плоти и крови превращался в наместника Божьего на земле.

Первая часть проекта, занявшая Успенскую звонницу, посвящена эпохе царей — от Ивана Грозного до Петра Великого. Царский титул правители России заимствовали у кесарей уже павшей к тому времени Византии, и поэтому в ритуалах и регалиях сначала ориентировались на Константинополь.

Открытие выставки Коронация в Кремле
Тяжела ли Шапка Мономаха: экспонаты выставки "Коронации в Кремле"

Шапка Мономаха с россыпью драгоценных камней и регулярно обновляемой соболиной опушкой занимает здесь ключевое место. По легенде, ее в XI веке прислал киевскому князю Владимиру из Константинополя его дед-император из династии Мономахов. Однако все гораздо прозаичнее: как сказали бы сегодня, эта легенда — не более чем пиар, преувеличивающий преемственность "Третьего Рима" — Москвы у "Второго Рима" — Константинополя. Историки полагают, что на самом деле она была изготовлена в XIV веке, причем в Золотой Орде. Это обстоятельство, впрочем, не помешало шапке Мономаха стать главным коронационным венцом Руси на протяжении двух веков.

Рядом в экспозиции — шапка Мономаха "второго наряда", созданная в 1682 году, когда на престоле одновременно оказались два малолетних царя, слабоумный Иван V и его младший брат Петр, в будущем Великий, для которого и изготовили венец попроще. Третья русская корона в экспозиции — украшенная бирюзой шапка Казанская, которую Иван Грозный заказал после присоединения к своим владениям Казанского ханства.

Другая коронационная регалия, заимствованная из Византии — бармы. Этим забытым ныне словом называют фрагмент одежды — широкое оплечье, надевавшееся поверх прочего наряда. Их носили византийские императоры и, следовательно, наши правители тоже. В витринах представлены различные бармы, какие носили Михаил Федорович и Алексей Михайлович.

Среди других экспонатов этого раздела можно отметить грамоту константинопольского патриарха Иоасафа II об утверждении за Иваном Грозным царского титула, поздравительное письмо королевы английской Елизаветы I Борису Годунову по случаю его вступления на престол и его же трон персидской работы, а также "чепь златую аравийского злата" Михаила Федоровича. Кроме того, здесь можно посмотреть на древние одежды митрополитов и патриархов, в том числе канонизированных, проводивших священный обряд.

Отдельная витрина посвящена пышным пирам, которые устраивались в Грановитой палате после церемонии в Успенском соборе. Там демонстрируется золотая и серебряная посуда из Западной Европы и Востока, скатерти для длинных столов.

Хронологически этот раздел закрывает парчовое "платно" последнего царя Петра Алексеевича, скроенное по византийским образцам тысячелетней давности. После него никто на венчаниях на царство подобного уже носить не будет.

Императорская роскошь

Вторая часть проекта, разместившаяся в двух залах Патриаршего дворца — Мироваренной и Одностолпной палатах, посвящена уже императорским коронациям, первой из которых стала коронация Екатерины I ее супругом. Петр I, волевым решением превратив себя из царя в императора, никакой торжественной церемонии по этому случаю не проводил, а вот для супруги устроил большие празднества. Но венчаться на царство, как это делали предыдущие поколения правителей, больше не хотелось — Византию променяли на Западную Европу.

Русские церемониймейстеры тщательно изучили западный опыт и приспособили его к православной обрядности. Шапку Мономаха сдали в кремлевскую сокровищницу, бармы сменила горностаевая мантия, а места бояр в высоких шапках в процессии заняли герольды с трубами и камергеры с ключами у бедра. Как раз к этому периоду относится самая первая корона Российской империи.

Правда, зрителей ждет сюрприз — от венца Екатерины I остался один серебряный каркас: уже через пару месяцев после коронации все драгоценные камни с него сняли и пустили на другие цели. Зато в полном порядке украшенная огромным алым турмалином корона Анны Иоанновны. Вместе с горностаевой мантией, державой и орденом Андрея Первозванного она разложена на подобии алтаря, накрытом парчовой скатертью — ритуальным "настольником под регалии". Как поясняют организаторы выставки, таким образом они воспроизвели раскладку предметов перед коронацией.

Огромное число экспонатов посвящено второстепенным участникам торжеств. Например, представлены расшитые золотом парадные мундиры придворных всех рангов: от сенаторов до арапчат. Придворных негритят облачали в форменный тюрбан и шаровары, а придворным дамам полагались форменные сарафаны и бриллиантовые диадемы-кокошники. Принаряжались по случаю таких событий не только люди, но и кони — на выставке представлены драгоценная конская упряжь и так называемые "цепи гремячие", которые создавали звенящий шум во время шествия. Кстати, они выполнялись из серебра и весили по три килограмма — по одному этому можно представить, сколько средств шло из казны на устройство церемонии.

Второй, более современный раздел выставки благодаря обилию сохранившихся предметов позволяет более наглядно представить сложность и роскошь коронаций. В витринах — не только многочисленные облачения, но и архитектурные чертежи временных сооружений, меню парадных обедов, входные билеты, планы торжественного въезда монархов в город, коронационные альбомы, картины маслом с изображением церемонии и так далее.

Масштабный проект завершается церемонией восшествия на царство Николая II, причем только ее светлой и радостной частью. За скобками остается давка на Ходынском поле, случившаяся на раздаче коронационных сувениров. Это и хорошо — спустя век после коронации можно любоваться ее красотой и торжественностью отстраненно, без идеологического груза.

Выставка продлится до 22 января 2014 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала