Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
С вечера 25 сентября Украина ограничила движение автотранспорта из России и Белоруссии. "Данное ограничение применяется с целью недопущения занесения на Украину возбудителя африканской чумы свиней", — сказано в сообщении Государственной пограничной службы Украины.
Болеют свиньи и в самой России. В мае российский Минсельхоз подсчитал прямой ущерб России от чумы свиней с 2008 года — получилось больше 2 миллиардов рублей. В ее проникновении на территорию России Геннадий Онищенко обвинил в свое время Грузию, чьи дикие кабаны, по его версии, заразили российских свиней. Позже, спустя четыре дня после ареста в Минске гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера, Москва перекрыла доступ белорусской свинине.
Зачем это Украине?
Эвтаназия и неомазепизм
Неубедительность мотивировок и обилие политических совпадений наводят на мысль о том, что украинская сторона заботилась о правдоподобии своих версий ничуть не больше, чем российская, запрещая импорт украинских конфет.
А начинание выглядит довольно рискованным. Ответ Москвы может заставить Киев всерьез вспомнить о своих подсчетах времен августовского торгового конфликта, в соответствии с которыми, по данным Федерации работодателей Украины, его продолжение стоило бы Украине до конца года около 2,5 миллиардов долларов.
Однако Киев решился.
До вильнюсского саммита "Восточного партнерства", на котором Украина вместе с другими его участниками намеревается парафировать договор об ассоциации с Евросоюзом, остается два месяца. В Москве тоже об этом не забывают. Подключены главные калибры.
Российское телевидение устами ведущего Дмитрия Киселева предрекает крах Украины. "Украина летит к нему по расчетной траектории. Пассажирам будет больно. Выживут не все". Отказ от российских рынков квалифицируется как "эвтаназия", сам европейский курс Украины — "неомазепизм". "Самоубийство", "катастрофа", "дефолт" — такой набор перспектив открывает перед Украиной помощник президента Сергей Глазьев, и произносит главное: "Распад страны".
После этого украинское руководство, возможно, сочло, что должно пойти на какие-то активные ответные меры.
Выбор Януковича
Украина действительно приближается к точке невозврата в своем европоходе, и, возможно, этой точкой может стать участие президента Украины Виктора Януковича в Генассамблее ООН. Сторонники евроинтеграции Украины с оптимизмом задаются теперь вопросом, как — хотя бы теоретически — он теперь может отказаться от того, что сказал и с трибуны ООН, и в интервью Bloomberg, и даже на короткой встрече с Обамой. Сказал главное: наш выбор — евроинтеграция, и свернуть с этого пути Украину уже не заставит ничто.
Все последние дни и недели, действительно, выглядят триумфом выстраданного выбора. Накануне Генассамблеи украинские парламент и правительство одобряют документы, требуемые для вильнюсского подписания. На ялтинской конференции YES, которая была будто ответом российскому Валдаю по украинскому вопросу, Вильнюс был главной темой, и не случайно сопредседательствовала на ней наряду с Януковичем президент Литвы Даля Грибаускайте. Украина будто ворвалась в список самых живых тем международной политики. О ней говорили Тони Блэр (с надеждой на ее приобщение к Европе) и Збигнев Бжезинский (с опасением, что Россия все-таки дожмет Украину и не пустит ее в Европу).
Однако еврочиновники, словно поддерживая интригу, давали понять, что вопрос отнюдь не решен. Некоторые даже называли этот вопрос весьма трудным и, может быть, даже не решаемым.
Потому что украинская власть не давала главного ответа: когда и как она освободит Юлию Тимошенко.
Тимошенко против Тимошенко
Еще несколько месяцев назад, как отмечали все заинтересованные люди и в Киеве, и в Брюсселе, казалось, что Вильнюс для Киева почти закрыт. Но случилось невероятное: Виктор Янукович всего за год смог пройти головокружительный путь от положения лидера, к которому его коллеги стесняются ехать на чемпионат Европы по футболу, до трибуны ООН и всеобщего благосклонного внимания.
Судя по всему, так далеко беспокойство Европы по поводу украино-российской полемики не пошло. Однако теперь планка, похоже, действительно снижена, и ЕС готов довольствоваться тем, что Киев выпустит Тимошенко на лечение в Германию.
Хотят слухи, что в клинике "Шарите", врачи которой уже помогают Тимошенко, палата для нее уже готова. В политической же реальности позиции сторон по-прежнему выглядят несовместимыми.
Европейцы объяснили Киеву, что без решения проблемы Тимошенко все его старания пойдут прахом. Киев же в ответ продолжал ссылаться на то, что отправка осужденной и одновременно подследственной по другим, в том числе и тяжким, уголовным делам, противоречит украинскому законодательству.
Впрочем, Янукович проговорился. На конференции в Ялте он признал: решение проблемы Тимошенко во многом зависит и от нее самой.
Отложенная развязка
Выборная президентская кампания 2015 года на Украине фактически уже давно идет. Саму Тимошенко Янукович из игры почти вывел. По формальным показателям ее шансы на участие в гонке крайне малы. Пока она в тюрьме, она не очень беспокоит власть и как лидер оппозиции. Больше того, чем дольше она в тюрьме, тем явственнее ее противоречия с другими лидерами оппозиции.
Однако если она окажется на свободе, ее харизма, ее структуры и ее ресурсы могут сделать ее неформальным лидером. И, как бы ни договорились между собой оппозиционные лидеры, участие Тимошенко в любом статусе придает любой кампании крайне нежелательный для Януковича характер.
Словом, Януковичу нужны гарантии того, что Тимошенко никоим образом не станет ему мешать через два года. Таких гарантий пока никто дать не может. Даже если с Тимошенко идут на этот счет переговоры. Даже если она согласится (что маловероятно), ей, памятуя прошлые попытки с ней договориться, никто все равно не поверит.
А без обладания властью в своей стране, на Украине, Европа не нужна ни Януковичу, ни его партии, ни его олигархической элите.
Перед отъездом на Генассамблею ООН Янукович, впрочем, анонсировал развязку и в этой истории, пообещав поставить в ней точку через месяц. Он признал, что "раньше создавалось впечатление, что мы не хотим чего-то делать". Однако сейчас ситуацию с Тимошенко на Украине изучает миссия Европарламента, руководимая Патриком Коксом и Александром Квасьневским, и, возможно, именно она олицетворяет будущий компромисс. "Сегодня, — сказал Янукович, — есть общая точка зрения по многим вопросам. Какой она будет, станет известно, когда будут подводить итоги миссии".
Первоначально ее доклад планировался на 15 сентября. Потом — на 21 октября, и именно из этой даты исходил Янукович, обещая все рассказать через месяц. Однако в тот день, когда на украинских границах стали проверять российскую свинину, Европарламент неожиданно выдал новый календарь: 15 ноября — доклад Кокса-Квасьневского, 18 ноября — решение об участии Украины в вильнюсском подписании.
Компромисс не находится, гарантий нет, но все понимают, что их обязательно надо найти. Даже лидеры оппозиции заявили, что готовы на временное перемирие с Януковичем — ради Европы.
Все — кроме самой Тимошенко.
Интрига, таким образом, затянется до последнего дня. И Киев будет знать, что уж в полемике с Москвой Европа его поддержит. По крайней мере, в кратковременном конфликте, как со свининой, которую все равно никто никуда не везет. А длительный конфликт не входит и в планы Москвы, которая, возможно, тоже до последнего дня не оставит своих попыток переубедить Киев. Так что свой ход в ответ на нынешнюю борьбу Украины с чумой свиней Россия еще наверняка сделает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции