МОСКВА, 25 сен — РАПСИ. Адвокат осужденной участницы панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой Дмитрий Динзе обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести комплексную проверку исправительной колонии номер 14 в Мордовии, где она отбывает наказание, сообщили РАПСИ в межрегиональной правозащитной организации "Агора".
Новости российского и международного права на сайте РАПСИ >>
"В ходе общения с моей подзащитной стали известны грубые нарушения трудовых прав осужденных по норме выработки продукции на производстве, которое имеется в колонии", — говорится в жалобе адвоката. Он просит привлечь к проверке специалистов из трудовой инспекции, в области санитарного контроля и МЧС по пожарному контролю.
Весной этого Динзе уже подавал аналогичную жалобу, однако тогда Толоконникова отказалась от услуг адвоката, как она теперь утверждает, из-за давления со стороны администрации колонии.
На что жалуется Надежда Толоконникова
В понедельник осужденная участница группы Pussy Riot в открытом письме рассказала о тяжелых условиях в исправительной колонии и о том, что заместитель начальника ИК-14 угрожает ей убийством. После чего Толоконникова объявила голодовку и потребовала возбудить уголовное дело в отношении замначальника колонии. Вскоре после этого появилась информация, что осужденную перевели в безопасное место — как поясняли во ФСИН, речь идет об изолированной камере площадью семь квадратных метров со спальным местом, при ней все ее личные вещи и у нее остается право вести телефонные переговоры без ограничения.
Если же обратиться к правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, то в качестве безопасного места могут служить "камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа".
Надежда Толоконникова (из открытого письма, разосланного в СМИ, 23.09.2013): "Выходной случается раз в полтора месяца. Почти все воскресенья — рабочие. Осужденные пишут заявления на выход на работу в выходной с формулировкой "по собственному желанию". Ослушаться (не написать заявление на выход на промзону в воскресенье, то есть не выйти на работу до часа ночи) никто не смеет. Женщина 50-ти лет попросилась выйти в жилзону не в 0.30, а в 20.00, чтобы лечь спать в 22.00 и хотя бы раз в неделю поспать восемь часов. Она плохо себя чувствовала, у нее высокое давление. В ответ было созвано отрядное собрание, где женщину отчитали, заплевали и унизили, заклеймили тунеядкой".
Вечером 24 сентября муж Толоконниковой Петр Верзилов передал изданию "Лента.ру" второе письмо, в котором осужденная подтвердила, что находится именно в штрафном изоляторе.
Надежда Толоконникова (из второго открытого письма, 24.09.2013): "Я могу ходить в своей обычной колонийской одежде, но даже 5 слоев кофт не спасают от пронизывающего холода. Я сижу на узкой холодной скамье и пишу. Сидеть на кровати — или тем более лежать на ней — я не имею права. В режиме голодовки очень трудно сидеть и мерзнуть целый день: температура тела понижена, а голова кружится. Тусклый холодный свет, только холодная вода в кране".
Что говорят в УФСИН
По данным пресс-службы мордовского ФСИН, 17 сентября при выходе с территории колонии муж Толоконниковой Петр Верзилов и ее адвокат Ирина Хрунова попросили замначальника учреждения перевести девушку в другой отряд и трудоустроить ее в художественную мастерскую. В противном случае они, по данным УФСИН, пригрозили пожаловаться на то, что замначальника колонии якобы угрожает Толоконниковой, и тут же показали заранее подготовленные заявления в СК, Генпрокуратуру и ФСИН.
"Замначальника ИК-14 по безопасности и оперативной работе пояснил, что трудоустройством осужденных не занимается, <…> и отказался выполнить требования Верзилова и Хруновой", — сказали в пресс-службе.
После этого сотрудник колонии, по данным УФСИН, "обратился с заявлениями о склонении к совершению должностного правонарушения (созданию льготных условий для Толоконниковой) в прокуратуру и начальнику УФСИН по Мордовии".
Что говорят об условиях в колонии бывшие заключенные
Экс-юрист ЮКОСа Светлана Бахмина в интервью "Эхо Москвы": "Я была в той же колонии. К сожалению, многое из того, что написано, правда. Все, что написано про гигиену, про туалеты — это действительно так. Про 16-ти часовой рабочий день… В мое время ограничивалось все-таки 12-ти часовым рабочим днем, 16-ти часовой был как исключение".
Чем известны Pussy Riot
Пять девушек в конце февраля 2012 года пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый "панк-молебен". Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс. В итоге Хамовнический суд Москвы приговорил трех участниц акции — Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич — к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Позднее Мосгорсуд изменил Самуцевич срок на условный. Читайте подробнее >>
Профессор Московской духовной академии, известный миссионер протодиакон Андрей Кураев: "Сколь омерзительна мне жизнь Толоконниковой до ее ареста, столь достойным мне кажется ее поведение после".
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин (в интервью порталу "Православие и мир"): "Человек, совершивший преступление, должен понимать, что лишение свободы не сопровождается курортными условиями".