ЛОНДОН, 25 сен — РИА Новости, Мария Табак. Сцены нет, зрители бегают за актерами, смотреть можно с любого места, детей приводить нельзя, действие разворачивается на нескольких этажах гигантского здания — и это далеко не все особенности спектакля "Утонувший: голливудская сказка" (The Drowned Man: A Hollywood Fable) в Лондоне, который стал одним из самых значимых примеров иммерсивного театра, то есть театра, построенного на создании у зрителя эффекта присутствия.
По ту сторону реальности
Компания Punchdrunk, успешно работающая в Великобритании и США, в этом году представила в Лондоне самый масштабный на сегодняшний день проект: пьесу "Утонувший: голливудская сказка". Вернее, пьесой назвать это трудно: скорей, речь идет о спектакле средневекового типа, когда зритель максимально вовлечен в происходящее.
Вы заходите в здание бывшего почтового распределителя по соседству с вокзалом Паддингтон, превращенного усилием декораторов в киностудии образца 1960-х, сдаете сумку, показываете билет и проходите в длинный коридор, где вам выдают белую маску, полностью закрывающую лицо. В лифте юноша с мрачной улыбкой предупреждает, что маску вы должны носить все три часа, что вы не должны произносить ни слова и что не стоит идти туда, куда идут все. "Важно идти туда, куда ведет вас собственная судьба, а не чужая", — поясняет он.
Вы выходите из лифта и идете по абсолютно темному коридору, после чего попадаете на поляну с фургонами и палатками. Вы ходите и осматриваете фургоны, нюхаете содержимое валяющихся бутылок, рассматриваете полустертые фотографии на стенах. С этого начинается ваша история. Через некоторое время вы увидите прохаживающуюся грустную девушку, а если пойдете в другую комнату — найдете певицу, в третьей вас ждет драка, а в четвертой вы станете свидетелем бурного секса. Что вы хотите делать дальше — ваше дело. Можно идти за одним из персонажей и тогда вы узнаете его историю, можете просто обследовать комнаты одну за другой и выстраивать из фрагментов увиденного некий общий сюжет. На то, что вы узнаете или увидите все, рассчитывать не приходится. Действие происходит одновременно в 133 комнатах на четырех этажах здания.
"Главная задача этого представления — пробудить воображение зрителя, на протяжении всех трех часов, что длится спектакль, вам кажется, что вы находитесь во сне. А если учесть, что все действие происходит на воображаемой киностудии, то реальность оказывается еще более многоплановой: то, что вы видите, может всегда обернуться съемкой кино. За время представления вам приходится пережить многое: и страх, и волнение, и удивление, и тревожное ожидание. Свет, танец, музыка — все работает на то, чтобы максимально потрясти зрителя", — рассказала корреспонденту РИА Новости перед представлением режиссер и хореограф шоу Максин Дойл.
Масштаб
Подготовка проекта, по словам Дойл, заняла полгода, однако на поиски подходящего здания ушло шесть лет. "Мы уже очень давно хотели сделать постановку по мотивам пьесы Георга Бюхнера "Войцек". Но здание найти не так просто. Понимаете, это очень масштабный проект, в нем участвуют 420 человек. Но нам очень повезло, что мы нашли это здание, оно подошло идеально", — пояснила она.
Дойл отказалась назвать точную стоимость постановки, сказав лишь, что цифра сопоставима со стоимостью малобюджетного художественного фильма. "Это наш совместный проект с лондонским Национальным театром, плюс у нас есть свои инвесторы", — сказала режиссер шоу.
Такого рода проекты, по словам Дойл, лучше всего реализуются в больших городах. "В Нью-Йорке или Лондоне легче найти подходящее место. В Нью-Йорке мы ставили пьесу по мотивам "Макбета", работали в Бостоне и, само собой, в Лондоне. Мы открыты и другим идеям: если в Москве есть подходящее здание, мы с удовольствием поработаем и там!" — подчеркнула она.
Событие для Лондона
Пиар-поддержку проекту оказывает компания London&Partners, отвечающая за связи с общественностью лондонской мэрии.
"Лондон, как вы знаете, является театральной столицей мира. Здесь порядка 230 театров, более 30 тысяч представлений каждый год, 14 миллионов посещений спектаклей. Особенностью Лондона является также большое количество оригинальных постановок. Это невероятный опыт — спектакль такого масштаба. Так что мы считаем "Утонувшего" важным событием для Лондона", — признался в беседе с РИА Новости глава пиар-компании Гордон Иннс.
По его словам, такого рода проекты позволяют поддерживать имидж Лондона как города, открытого всему новому и необычному, а потому мэрия решила оказывать поддержку "Утонувшему".
"В Лондоне сосредоточены знаменитые театральные школы. Сюда приезжает много студентов из-за рубежа — больше, чем куда-либо в мире. Театр ежегодно приносит в экономику полмиллиарда фунтов стерлингов. Мы стараемся поддерживать это, потому что театр, в том числе, обеспечивает поток инвестиций и туристов в страну", — пояснил Иннс.
Восприятие
Отзывы зрителей и критиков на "Утонувшего" диаметрально расходятся. Одни хвалят хореографию, другие называют ее слишком топорной, третьи недовольны тем, что к концу многое все равно осталось непонятным, четвертые считают, что именно в этой недосказанности таится прелесть постановки.
"Возможно, реальная проблема спектакля в том, что он чересчур детален: он требует, чтобы зрители не только гонялись за героями и острыми ощущениями, но и искали смысл в тех намеках, которые им даются. Для "Войцека" это вполне органично: сама пьеса представляет собой набор фрагментов", — отмечает рецензент газеты Guardian Лин Гарднер.
Редактор же театрального обозрения Whatsonstage.com считает: "Иммерсивный театр в последние годы переживал взлеты и падения. Punchdrunk, вне всяких сомнений, поднял этот театр на новый уровень, и "Утонувший" знаменует собой кульминацию этого процесса".
Рецензенты отмечают, что жанр иммерсивного театра особенно близок молодежи, так что перспективы его, с учетом современных технологий и компьютерных эффектов, огромны. В то же время, подчеркивают они, зрелищность и достоверность не должны быть в ущерб содержанию.
"Утонувший" несовершенен: здание все равно кажется слишком большим для происходящего в нем действия, все равно сохраняется некоторая шероховатость в хореографии. Но когда все складывается, мы видим Punchdrunk в ее лучшем проявлении: масштабное, безгранично сложное, много на что намекающее и загадочное целое, которое гораздо шире, чем сумма частей, его образующих", — говорится в рецензии интернет-журнала Litro.
Спектакль "Утонувший: голливудская сказка" будет идти в Лондоне до 31 декабря этого года. Первоначально планировалось, что пьеса будет снята из репертуара раньше, но ее популярность оказалась настолько велика, что было решено продлить показы.