ТОМСК, 25 сен — РИА Новости, Карина Сапунова. Медведи не выходили осенью к томским селам более 20 лет; эксперты не могут сказать, почему хищники стали появляться около населенных пунктов в сентябре этого года, сообщил РИА Новости глава областного комитета по охране животного мира Константин Осадчий.
Не уходят в леса
Ранее сообщалось, что численность бурого медведя в лесах Томской области за прошлый год выросла на 9% и существенно превышает норму для региона. Специалисты считают, что виной тому — сокращение сроков охоты, произошедшее в 2012 году, и числа опытных охотников.
Охотовед сообщил, что и он, и его коллеги теряются в догадках: чего же не хватает медведям в лесу.
"Буквально сегодня мне охотники из Тегульдетского района рассказывали: поехали за клюквой, огромное поле с замечательным урожаем клюквы, там шесть мишек пасутся. Сейчас для них это основной корм должен быть. И не знаю, что происходит. Может быть, выходят из-за того, что скот пасется безнадзорным — дармовое мясо ходит, чего же не воспользоваться?", — предположил собеседник агентства.
При этом ранее Осадчий сообщал, что в южных районах области в 2013 году наблюдается ажиотаж на лицензии на добычу медведя: в этом году вырос спрос на их шкуры, стоимость ковра из нее — 180-250 тысяч рублей.
Охотиться стало тяжелей
Председатель филиала Томского общества охотников и рыболов в Северске (город-спутник областного центра) Михаил Архипов уверен: медведи пошли к селам из-за того, что их в области действительно стало слишком много.
"Один из наших вариантов — Томская область граничит с Новосибирской, там степи. Медведь в степи не живет, а значит, дальше идти ему некуда. А когда пожар в лесу начинается, медведи расходятся в разные стороны. Вот те медведи, которые из-за летних пожаров к нам пошли, они пришли на уже занятые нашими медведями территории. А жир к зиме им нагулять как-то надо. Вот и выходят к селам", — рассказал он.
При этом, по словам Архипова, главным препятствием для медвежатников является отнюдь не отсутствие опыта, а дороговизна легальной охоты.
Он уточнил, что стоимость лицензии — 3 тысячи рублей. Еще 20 тысяч требуется на утилизацию туши: городские охотники не могут продать ни мясо (из-за того, что у животного, возможно, были паразиты или оно было больным), ни шкуры (из-за отсутствия спроса). Кроме того, необходимо приобрести путевку в охотугодье. А тем, кто желает оставить шкуру как трофей, придется отдать около 50 тысяч рублей за выделку.
"Ну, и понимаете, нерезультативна охота осенью, когда медведя загоняют с собаками. Зимой на берлоге — исконно русская охота — была результативней, но она второй год уже запрещена", — добавил Архипов.
Осенние хулиганства
Первым ярким "хулиганством" томских медведей в сентябре стал случай в центре Верхнекетского района Белом Яре. Тогда хищник облюбовал сельское кладбище и не пускал туда местных жителей. Поскольку зверь вел себя агрессивно и не уходил, несмотря на поднятый людьми шум, сельчанам пришлось вызвать охотников.
В понедельник, 23 сентября, администрация северного города Кедровый назначила награду за медведя, посещающего пригород. Зверь забирался в дачные домики, громил их, а потом уходил обратно в лес. При этом выследить его, по словам специалистов, достаточно трудно: каждый раз животное входит в дачный поселок с разных сторон.
А во вторник, как сообщил РИА Новости Осадчий, разрешение на отстрел медведя выдано в Молчановском районе. Там хищник задавил у одного из фермеров корову, а у другого утащил свинью.