Чем туристическая Москва может похвастать уже сейчас и какие идеи столица России только готова позаимствовать у зарубежных "коллег" — ответы на эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Лидии Голяевой удалось получить на прошедшем в Златоглавой Втором Всемирном конгрессе UNWTO по городскому туризму, где она встретилась с председателем столичного комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергеем Шпилько.
- Сергей Павлович, буквально пару слов о конференции. Собираетесь ли вы использовать в развитии Москвы опыт зарубежных коллег?
— Разумеется. Все выступления докладчиков будут обобщены, более того, будет подготовлен дайджест с программами различных городов.
В Москве есть городская программа развития отдыха и туризма, есть подраздел "Развитие туризма". Эта программа в целом неплохо выполняется. Мы по основным пунктам, к примеру, по числу размещений, опережаем примерно на год, как минимум, заданные показатели, хотя я не могу гарантировать, что отрасль и дальше будет расти такими же темпами, все-таки на рынке — и на европейском, и на российском — непростая ситуация.
Тем не менее в мегаполисах сейчас накоплен огромный опыт не просто даже развития туристской инфраструктуры, а адаптации её к тем проблемам, которые традиционно существуют в больших городах: это и тема транспорта, в частности те же системы навигации, и организации общественных пространств и экскурсионного и музейного обслуживания, и так далее. Конечно, мы можем создавать и что-то своё, но в основном большая часть того, что нужно Москве, можно не просто заимствовать, но и творчески использовать.
- На прошедшей конференции вы что-то конкретное уже подметили, что хотите почерпнуть? Может быть, из развития каких-то конкретных зарубежных городов?
— Я хотел бы сначала посмотреть материалы, которые будут собраны, презентации, и тогда уже буду делать выводы. Но даже то, что обсуждалось с коллегами из Всемирной туристской организации (UNWTO) на двусторонних встречах, — это темы очень интересные и актуальные для нас. Так, они называют основными препятствиями на пути развития туризма в мире проблемы эффективности налогообложения, визовые и другие туристические формальности. Кроме того, эксперты обращают внимание на трансформацию турпотоков: все больше людей начинает путешествовать не в составе тургрупп и не через турфирмы, а самостоятельно, следовательно, встает вопрос, как адаптировать город к потребностям этих туристов. Все эти вопросы находятся на повестке дня, и любой город, претендующий на сколько-нибудь значимые позиции на туристском рынке, неизбежно сталкивается с озвученными проблемами.
- А какие приоритетные направления выделили бы вы? Или ваш комитет старается решать проблемы комплексно?
— У нас есть приоритетные направления. Они заключаются в том, что, во-первых, необходимо создать все привычные для туристов в крупных мегаполисах условия и постараться это сделать, не копируя опыт 10-20-летней давности, а в современном формате. То есть сначала залатать дыры, поставить первые указатели, запустить все сервисы, а уж потом в чём-то пойти дальше.
Впрочем, Москва в ряде случаев уже ушла дальше. Например, центры современного искусства. В любом крупном городе есть один, бывает два достаточно крупных центра современного искусства, где располагаются мастерские художников, выставочные залы, дизайн-студии и другие креативные проекты. А теперь давайте посчитаем, сколько их в Москве! Сколько их было, допустим, 10 лет или даже пять лет назад и сколько их сейчас и какие! Тот же "Гараж", тот же "Флакон", тот же Artplay, тот же "Винзавод", тот же Московский музей современного искусства, великолепный филиал на Гоголевском бульваре, и Государственный центр современного искусства — в общей сложности больше десятка. Не говоря уже про такие галереи, как на Солянке, где каждую неделю открываются выставки. В этой области, которая сегодня считается очень презентабельной, очень востребованной туристами, Москва просто в течение пяти лет вышла в передовые столицы мира. Конечно, это заслуга в первую очередь департамента культуры, однако стоит учитывать, что городом занимается не одно структурное подразделение. Есть задание, которое перед всеми поставил мэр — сделать город более современным, открытым, коммуникативным и толерантным. Эта задача решается всеми, мы просто делаем это в пределах своей туристской компетенции.
Или, скажем, музеи: во многих странах мира они бесплатные, но посмотрите на нынешний уровень московских музеев. Каждый месяц — бесплатный день, на Новый год они чуть ли не все 10 дней бесплатно работают. Где вы еще такое видели?
Или возьмите речные круизы: где еще в мире вы найдете такую флотилию, как у Radisson? Которая к тому же курсирует круглый год, даже когда Москва-река покрыта льдом.
Или возьмём наши московские аэропорты: во всех новые терминалы, всюду ходят аэроэкспрессы. Разве можно ситуацию сегодня сравнить с той, которая была семь лет назад? Таких примеров можно привести немало.
На днях был великолепный круглый стол, посвященный в том числе развитию и традиционных форм экскурсионного обслуживания, и колоссальному успеху новых авторских экскурсий. Существует задача всё это собрать воедино. Меняются средства передвижения: и велосипеды, и самокаты, и сигвеи, и ролики, и электромобили, есть ещё ретропоезд в Москве, и вертолётное такси, экскурсии на лимузинах, байкеры вносят свой вклад — в общем совершенно другой спектр. Наша задача — чтобы ассортимент этого продукта соответствовал тому уровню сегментации рынка, который сегодня достигнут в плане развития потребностей путешественников.
Последняя, но не меньшая по значению задача заключается в перепозиционировании города. Я хорошо помню, как Москва воспринималась несколько лет назад — как безразличная к туризму и страшно мифологизированная, например, что здесь нечего смотреть, что это город небезопасный, что здесь никто не говорит по-английски. Самый любимый миф — что в Москве самые дорогие гостиницы. Но человек, который профессионально этим вопросом занимается, знает, что это не так. Поэтому если раньше Москва воспринималась как город, безразличный к развитию туризма, то сейчас он воспринимается как динамично развивающая дестинация, в отличие от того же Санкт-Петербурга.
Мы сюда привозим больше тысячи туроператоров, турагентов, журналистов из самых разных стран мира. Сейчас у нас находятся три ознакомительных тура, в том числе операторы с Дальнего Востока. Прорвана информационная блокада. Самое главное в этом отношении — информация, в том числе информация, что город повернулся лицом к туристам.
- Есть ли у вас предварительный прогноз, чего к следующей конференции удастся достичь? Чем можно будет похвастаться?
— Если говорить о показателях, то важно их сохранить. Было несколько лет, когда мы набирали объемы, учитывая клиентуру российского и европейского рынков, теперь важно удержать текущие объёмы. Тем более что есть нюанс — эти объёмы, если смотреть по числу останавливающихся в гостиницах, стремительно расплываются. То есть если раньше у нас была полная статистика: вот 215 гостиниц, вот столько человек в них размещено, то сейчас, во-первых, отелей гораздо больше, а во-вторых, появилось больше 200 мини-отелей и хостелов, не говоря про апартаменты, которые тоже в огромном количестве стали поступать в оборот. Статистика этих потоков пока что не учитывает, а не считать их нельзя.
Я очень надеюсь, что будет разработана общегородская концепция навигации. Она однозначно будет мультиязычной. Она должна охватывать и общественный транспорт, и общественные пространства — такая задача даже технически не очень проста, тем не менее мы с нетерпением ждём. Очень надеюсь, что мы продвинемся с инфраструктурой автобусных стоянок, с развитием регулярных маршрутов. Я считаю, что в этом отношении произошёл определённый прорыв. Дело не в том, что на улицах появились двухэтажные автобусы как признак того, что город стал туристским. На самом деле Москва является одной из последних столиц в Европе, где появились даблдекеры, в этом плане мы догоняли всех. Зато они у нас появились сразу в интермодальном формате.
Представьте себе, что два года назад вы приезжаете в Москву и у вас два дня: один на деловые переговоры, второй день вы хотите посвятить осмотру города. Что вы можете сделать? Практически ничего, разве что взять экскурсию около вокзала, которую с мегафонами предлагают. И что вы можете сейчас?! А сейчас вы можете купить билет за 900 рублей на целый день, проехать по этому маршруту, посмотреть всю программу обзорной экскурсии на семи языках, выйти на пяти остановках, пересесть на теплоход, на любой из остановок сходить в музей, в который вы хотели попасть, и вот вам за сутки Москва. Можно увидеть вообще весь город: поднимитесь на Останкинскую телебашню и посмотрите на город ещё и сверху. Так за один день вы составите о Москве очень неплохое впечатление.
- Пробки только…
— Очень многие говорили, что в Москве невозможно будет запустить даблдекеры. Тем не менее они есть. Потому что люди, которые делают их в других городах, это учли. Думаете, в Мехико или в Мумбаи, Париже или Стамбуле пробки меньше? Да ничуть!