МОСКВА, 24 сен — РИА Новости. Выставка "Музей современного искусства: Департамент труда и занятости", где можно проследить историю труда в советском и постсоветском искусстве, открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу во вторник.
В общей сложности в проект вошло около 50 произведений. Все они, по признанию куратора Кирилла Светлякова, сделаны художниками, которые "не хотят создавать яркое и инфантильное искусство, а ищут серьезные основы для своих занятий". Но, несмотря на серьезность названия и заявления, выставка вопреки ожиданиям построена на ироничных сопоставлениях и просто забавных моментах.
Так, экспозицию открывает организованный Александром Меламидом Институт по трудовому перевоспитанию художников-модернистов. Их уже ждет разложенный на партах учебный материал — гайки, болты и прочие предметы, столь необходимые в профессии слесаря-сантехника, которую можно освоить за полгода работы выставки.
Вдохновение для свершения трудовых подвигов можно поискать в соседних залах: архивные снимки субботников сотрудников Третьяковской галереи соседствует здесь с фотофиксацией посадки деревьев Игорем Лутцем и Вадимом Захаровым, а также с документацией акции "Ворот" группы "Коллективные действия". Кстати, эти художники, за исключением ушедшего в рекламный бизнес Лутца, представляли Россию на прошлой и нынешней арт-биеннале в Венеции.
Неподалеку организаторы выставки провели еще одну историческую параллель — знаменитые "Строители Братска" представителя сурового стиля, художника трагической судьбы Виктора Попкова экспонируются с видео "Строители" группы "Что делать?".
Все объекты на выставке помещены в соответствующие разделы. Всего их восемь, в том числе "Дезиндустриализация. Эталонные и серийные объекты" — здесь можно увидеть известную серию "Изделия" Анатолия Осмоловского вместе с макетами и планшетами, созданными художниками Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского. Дальше следует проект "Лаборатории и коллаборации", отсылающий к научным исследованиям и выходу художников за пределы привычной им среды и, напротив, вхождения в нее специалистов других профессий. Эту тему визуализируют совместные проекты кардиохирурга Михаила Алшибая и Марии Арендт из серии "Курсы кройки и шитья", а также "След улитки" Ростана Тавасиева и ученого-биолога Ольги Ефимовой.
Также на выставке можно увидеть новые объекты ленд-арт художника Николая Полисского "Металлический круг" и "Столешница", инсталляцию Processing с песком и прессом группы Recycle и объекты Витаса Стасюнаса в виде рабочих инструментов а-ля гжель и вологодское кружево.
Выставку, которая продолжит свою работу до 30 марта, можно посетить не единожды. Со временем она будет видоизменяться, поскольку некоторые экспонаты будут дорабатываться прямо в музее.