СЕРГИЕВ ПОСАД, 23 сен — РИА Новости, Ольга Липич. В Русской православной церкви сегодня нужно создавать "ученые монастыри" для подготовки "ученых иноков", заявил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в понедельник в Троице-Сергиевой лавре на международной конференции, посвященной проекту "Положения о монастырях и монашестве" РПЦ. Идею "специализации" некоторых обителей на образовании и просвещении поддержали и другие участники форума.
По словам митрополита Илариона, в последние 25 лет в РПЦ наблюдался беспрецедентный рост числа монастырей — от 20 до 800, около 10 тысяч человек за эти годы приняли монашеский постриг, и активная дискуссия вокруг проекта общецерковного "Положения о монастырях" развернулась в последние годы в монашеской среде и среди епископата.
"Этот проект разработан комиссией Межсоборного присутствия <…> Далее это положение будет разослано для обсуждения по епархиям и монастырям. Затем оно будет направлено в президиум Межсоборного присутствия. И только после общецерковного обсуждения — на Архиерейский собор Русской православной церкви. Это пока только проект документа", — отметил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Нужды времени и традиции просвещения
"Чтобы ученые иноки появились, нужны ученые монастыри. Для ученых иноков должна быть создана благоприятная атмосфера, которая бы способствовала их научному и духовному росту", — сказал митрополит Иларион.
Главным отличием западного монашества от восточного сегодня, по его словам, является "гораздо большая степень дифференциации призвания" — на западе желающие заниматься наукой, имеют возможность ею заниматься.
"У нас нет ученых монастырей и почти нет ученых иноков, а недоверие к науке, образованию и просвещению <…> прочно сохраняется в монашеской среде", — отметил глава Отдела внешних церковных связей.
Причина, судя по его словам, кроется в предубеждения, что "ученость не нужна для спасения, несовместима со смирением".
"Ученых иноков мало. Во многих монастырях нет достаточных условий для их развития. У нас сегодня ученое монашество в основном развивается при духовных школах, в частности, при Московской духовной академии", — сказал митрополит РИА Новости.
Отвечая на вопрос, в чем их важность, он напомнил, что монастыри всегда были центрами просвещения, и отметил, что Церковь не может жить без развития науки. "И в этом смысле у монашества всегда была, по крайней мере, последние много веков — передавая роль, огромные миссионерские функции. До революции у нас были и ученые иноки, миссионеры", — сказал архиерей. В пример он привел святителя Николая Японского, который был иеромонахом, окончил академию, поехал в Японию, выучил там язык и там "создал Церковь с нуля".
На конференции звучали также имена святителя Филарета Московского, Феофана Затворника, митрополита Макария (Булгакова), Игнатия (Брянчанинова) и других известных ученых Церкви.
Высоко-Петровский монастырь
Участвовавший в конференции наместник Высоко-Петровского монастыря Москвы и ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) в интервью РИА Новости на вопрос о вероятности возрождения русских монастырей как центров учености и просвещения ответил, что для московского монастыря возможность "специализации" в той или иной сфере церковной деятельности вполне возможна.
"Причем это вполне органично может сочетаться с историей развития самого монастыря. Высоко-Петровский монастырь в 19 и 20 веках неизменно был связан с развитием образования и просвещения. Наместник монастыря в 19 веке нередко совмещал этот пост со служением ректора того или иного духовного учебного заведения. В начале 20 века вскоре после закрытия Московской духовной академии она подпольно продолжила свою работу в стенах Высоко-Петровского монастыря. Само возрождение монастыря в начале 1990-х годов было обусловлено размещением в его стенах Синодального отдела религиозного образования и катехизации, а также открытием здесь Российского православного университета", — рассказал игумен Петр.
Поэтому сегодня, по его словам, взаимопроникновение духовных традиций обители и образовательной деятельности университета характеризует служение монастыря миру, в том числе как просветительское. "Чтобы эта миссия была успешной, очевидно, что братия монастыря должна непрерывно повышать свой образовательный уровень", — отметил наместник.
Уже сегодня, добавил он, братья обители обучаются на богословских и светских специальностях в московских вузах, осваивая в том числе экономику, юриспруденцию, религиоведение, философию, богословие. Некоторые из них преподают в Российском православном университете. На базе монастыря также создана Петровская богословская школа для мирян.
Монашество в миру, по принуждению и другие вопросы
На конференции обсуждались и другие актуальные и спорные вопросы монашеской жизни. Так, основной докладчик митрополит Иларион заявил, что "монашество в миру — одна из очень востребованных сегодня форм монашеского служения", но требует "особого контроля священноначалия".
Митрополит также призвал к закреплению такого критерия как возраст "монашеского совершеннолетия" и предложил постригать людей не моложе 20 лет, в виде исключения — 18 лет.
Во избежание "пострига по принуждению" докладчик предложил требовать письменное прошение, которое свидетельствовало бы о добровольном желании человека стать монахом, а виновных в принуждении к постригу — сурово наказывать, вплоть до извержения из сана.
Митрополит Иларион коснулся и вопроса о перемене имени при пострижении в монахи, которая, по его словам, означает вступление человека в новые отношения с тем, кто дает ему имя, и становится первым актом послушания. Поэтому "выбор имени должен являться исключительной прерогативой постригающего".
Эпоха тайного монашества ушла в прошлое, убежден митрополит Иларион, и виновные в совершении тайных постригов также должны строго наказываться как нарушители церковной дисциплины.
Рассуждая о вопросе выборности игуменов и игуменей, митрополит отметил, что, судя по дискуссии, Русская церковь еще не готова к тому, чтобы выборность на эти должности стала нормой в наших монастырях, как, например, на греческой святой горе Афон. По словам митрополита, возможны "промежуточные варианты" с учетом мнения братии, при этом окончательное решение должно оставаться за священноначалием.
Отвечая на вопросы других участников конференции, митрополит Иларион отметил, что принятие монашества перед смертью — спорный обычай и что "монашеский постриг не является средством исцеления от болезней".