ПЯТИГОРСК, 23 сен — РИА Новости. Двухдневный оупен-эйр WOMAD — один из старейших в мире музыкальных фестивалей, который впервые прошел в России, у подножия горы Машук в Пятигорске, завершился в воскресенье. Несмотря на проливной дождь, послушать выступления российских и иностранных музыкантов собрались, по подсчетам организаторов, более 10 тысяч человек.
WOMAD — аббревиатура, расшифровать которую можно как World of Music, Art and Dance (Мир музыки, искусства и танца) — был придуман в 1982 году экс-лидером группы Genesis, музыкантом Питером Гэбриэлом. С тех пор фестиваль, на котором свои умения — как музыкальные, так и ремесленные и даже кулинарные демонстрируют мастера со всех континентов, ежегодно проходит в разных городах мира, от Лондона до Абу-Даби. Обусловлено это желанием организаторов познакомить посетителей с обычаями той или иной страны, а также продемонстрировать национальную культуру в контексте мировой — именно потому даже музыкальную составляющую WOMAD нельзя вписать в узкие рамки жанра world music. Здесь, как выяснилось, рады всем, кто чтит традиции своего народа, но открыт всему новому.
Достижения народного хозяйства
Помимо трех музыкальных сцен, на территории живописного парка в центре Пятигорска, ранее известного в основном как место, где на дуэли погиб Лермонтов, расположились еще несколько площадок. Между деревьями, украшенными разноцветными флажками и фонариками, на время фестиваля раскинулись шатры "Деревни ремесел". Соленые грибы в деревянных бочонках из республики Коми, а по соседству — ставропольская выпечка и резные деревянные изделия из Кабардино-Балкарии. Мастера с Северного Кавказа и из других регионов России не только представляли свои достижения, но и охотно делились умениями с гостями фестиваля. За два дня в "Деревне ремесел" прошло несколько мастер-классов: взрослые смогли поучиться технике плетения кольчуги и художественной обработке дерева, тогда как самые маленькие посетители WOMAD впервые попробовали слепить глиняный горшок с помощью гончарного круга. А вот на площадке под названием "Детский городок" малышей ждали краски, кисти и художники из Англии и России — за считанные часы, благодаря причудливым узорам на лицах, дети превратились в кошечек, собачек и совсем уж диковинных существ.
![Группа Вопли Видоплясова на музыкальном фестивале WOMAD Группа Вопли Видоплясова на музыкальном фестивале WOMAD](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96516/13/965161339_0:0:2592:1728_768x0_80_0_0_6f0dea875e9f68624244e47fd36da25a.jpg.webp)
Традиционный для любого фестиваля фуд-корт получил название "Вкусы мира". Нетрудно догадаться, что здесь можно было отведать — в небольших палатках или настоящих кафе-лаунджах, сидя, где на стульях, а где на специальных пуфиках из сена — блюда со всего света, от хот-догов до венских вафель. Воздух наполнился аппетитным запахом жаренного на углях шашлыка — настоящего кавказского деликатеса.
"Впервые кавказская культура представлена так широко", — отметил на пресс-конференции арт-директор WOMAD в России Александр Чепарухин. Нельзя не согласиться, ведь помимо ремесленников и поваров, свое искусство продемонстрировали местные музыканты, певцы и танцовщики. То тут, то там можно было встретить молодых людей в национальных костюмах, а возле пресс-центра в какой-то момент начали танцевать лезгинку, да так задорно, что вокруг тут же образовалась толпа зрителей. В первый же день WOMAD посетил полпред президента в Северо-Кавказском округе Александр Хлопонин, прогулявшийся по территории фестиваля и по достоинству оценивший уровень организации и разнообразие программы. А ближе к вечеру выяснилось, что глава округа задержался на фестивале почти на целый день, специально, чтобы послушать выступление певицы Пелагеи.
![Ансамбль Лезгинка на музыкальном фестивале WOMAD Ансамбль Лезгинка на музыкальном фестивале WOMAD](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96515/73/965157355_0:0:2592:1728_768x0_80_0_0_79167d99a9e97218fb5fd7732b3ab57f.jpg.webp)
Гости Womad грязи не боятся
И все же WOMAD — фестиваль музыкальный, а потому, прогулявшись по "Деревне ремесел" и отведав кебабов и шашлыков, зрители начали активно подтягиваться к главной сцене. Расписание фестиваля, не в пример другим мероприятиям подобного рода, было составлено таким образом, что выступления на двух основных сценах не пересекались, а следовали один за другим, так что при желании можно было успеть послушать сеты почти всех участников. Обошел WOMAD прочие российские фестивали, а в особенности многочисленные московские, и по качеству звука. А уж о том, как ярко и смело нарядились гости, несмотря на прохладную погоду, и говорить не приходится: разноцветные косички, ленты в волосах, пестрые шаровары и юбки. Омрачал ситуацию внезапно начавшийся дождь — зато над головами в мгновение ока взмыли десятки зонтов всех цветов радуги. Конечно, в первый день казалось, что дождь покапает и пройдет — тогда никто и не подозревал, что непогода будет сопровождать WOMAD все два дня, а поле перед сценами превратится в скользкое и грязное месиво. Кое-кто, впрочем, заблаговременно запасся резиновыми сапогами — как оказалось, самой желанной, наряду с дождевиком, вещью на фестивале. Но даже дождь, грязь и отсутствие подходящей одежды не смогли испортить гостям настроение, и сначала неуверенно, а потом по-детски радостно они месили землю, танцуя под музыку тех или иных исполнителей.
![Павица Мари Бойне на музыкальном фестивале WOMAD Павица Мари Бойне на музыкальном фестивале WOMAD](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96515/97/965159739_0:0:2592:1728_768x0_80_0_0_937316e3f4b78522ab0145a93f050a64.jpg.webp)
Например, под сет каталонской группы Muyayo Rif, играющей регги и ска с добавлением хип-хопа и латино-американских мелодий. Вслед за этим на второй сцене началось выступление Dona Rosa — португальской слепой певицы, поющей в стиле фаду. Это исполнение подразумевает сольное пение под гитару об одиночестве, грусти и любви. Пронзительный, невероятной силы голос певицы заставил до этого разгоряченных испанскими мелодиями зрителей притихнуть.
Инна Желанная, одетая во все белое, начала свой концерт с акустического этно, перейдя к финалу к электронной фолк-психоделике, в самом конце призвав свою публику скорее идти к другой сцене одной лишь фразой: "Там Дживан Гаспарян". Уговаривать никого не пришлось, послушать прославленного армянского музыканта и его дудук собрались чуть ли не все присутствующие. Восседая в центре сцены, окруженный ансамблем из нескольких музыкантов, Гаспарян заиграл под радостный свист и аплодисменты, а после пары-тройки композиций предоставил время для соло своих музыкантов. Оказывается, на дудуке можно сыграть даже Summertime.
![Дживан Гаспарян на музыкальном фестивале WOMAD Дживан Гаспарян на музыкальном фестивале WOMAD](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96515/67/965156799_0:0:2592:1728_768x0_80_0_0_2a2a4be02dbc13fbba547db440a14da1.jpg.webp)
Тем временем на третьей сцене, расположенной на деревянном помосте под навесом, творились не менее удивительные дела: кубинцы Ska Cubano провели кулинарно-музыкальный мастер-класс, а тувинский ансамбль горлового пения "Хуун Хуур Ту" исполнил песни о силе, о родных степях и горах — звук горлового пения и правда похож на эхо среди каменных скал.
Поем "эврибади" на "Вомаде"
В воскресенье, во второй и последний день программы, дождь полил с удвоенной силой, зато фестиваль посетил директор WOMAD Worldwide Крис Смит. Он поделился своими впечатлениями о первом дне оупен-эйра и о российской версии WOMAD в целом, начав с междометия "Вау!"
"Мы не ожидали, что первый день пройдет так хорошо, не думали, что придет столько людей", — рассказал Смит. И в качестве утешения заметил, что погода здесь совсем как на родине WOMAD в Британии.
Смит также рассказал, что в ближайшие три года российский WOMAD будет также проходить на Северном Кавказе, но город, который примет фестиваль в следующем году, неизвестен. Также, возможно, фестиваль будет перенесен на лето — из-за все тех же непредсказуемых климатических условий.
"Мы сделали фестиваль в экстремальных условиях, — не без гордости произнес Смит, имея в виду и погоду, и место проведения. — Решение провести WOMAD на Северном Кавказе было смелым шагом. Но мы знали, что фестиваль будет успешным".
Музыкальную программу второго фестивального дня открыл сам Азиф Али Хан — исполнитель, поющий в суфийском жанре каввали — древние и мистические песнопения-мантры, исполняемые высоким голосом. В конце выступления музыкант поблагодарил введенную в транс публику, объявив ее лучшей в мире аудиторией. На главной сцене тем временем уже отплясывали колумбийцы La Chiva Gantiva — с маракасами, гитарами и барабанами. После выступления музыканты пошли "в народ" и были взяты в плотное кольцо желающими сфотографироваться с ними девушками.
Частичку шаманских обрядов привнесли на WOMAD бурятская певица Намгар и ее интернациональный ансамбль — старинное обрядовое пение под аккомпанемент электрогитары — и норвежская саамская исполнительница Mari Boine, которая зачитывала заранее записанные на листок отдельные слова и названия своих песен на русском. Выходило что-то трогательное вроде "you are прекрасные". Не ускользнуло от внимания певицы и плачевное состояние окончательно размокшей земли, на которой приходилось стоять зрителям, и то, что дождь так и не утихает: "Отважная аудитория". И это чистая правда: пускай некоторых испугала непогода, и во второй день фестиваля людей было немного меньше, оставшиеся танцевали и пели, даже стоя по колено в луже.
![Группа Намгар на музыкальном фестивале WOMAD Группа Намгар на музыкальном фестивале WOMAD](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96515/78/965157829_0:0:2592:1728_768x0_80_0_0_5db9ebd426eaee6dacebf9b0c923de35.jpg.webp)
Вслед за Нино Катамадзе на главную сцену поднялись Shantel and Bucovina Club Orkestar: диско-партизаны устроили на WOMAD грандиозную балканскую вечеринку. Гитара, клавиши, барабаны и три трубы действительно звучат как целый оркестр, а от мелодий так и тянет пуститься в пляс. Это занятие "Шантель и Ко" поощряют: "Если захотите выйти потанцевать с нами на сцене, не стесняйтесь! И не бойтесь охранников — мы их напоили". Самое удивительное, что эти слова вовсе не были шуткой — в финале выступления артисты и правда позвали на сцену нескольких особо рьяных поклонников. "Все должны подняться к нам на сцену, — не унимался Шантель. — Это невозможно? Тогда революция!"
![Немецкий музыкант Shantel и оркестр Bucovina Club на фестивале WOMAD Немецкий музыкант Shantel и оркестр Bucovina Club на фестивале WOMAD](https://cdnn21.img.ria.ru/images/96515/68/965156899_0:0:2000:1333_768x0_80_0_0_e99b4b2d766ccdd6e1e0536492573a3c.jpg.webp)
Казалось бы, на этом можно смело заканчивать фестиваль, если бы не осталось еще одно очень важное выступление — финальным аккордом в программе WOMAD стала группа "Воплi Вiдоплясова". Каждую композицию Олег Скрипка объявлял в стихотворной форме, а зрителей просил кричать громче и "экспрессивно по-кавказски" — особенно на таких известных всем и каждому песнях, как "День народження". "Поем на Вомаде эврибади, — не унимался Скрипка. — Мы тут видим много умных лиц на фестивале. Специально для вас, интеллектуалы". Кто-то в толпе с надеждой крикнул "Весна" — кажется, эту песню ждали с самого начала — однако музыканты исполнили для интеллектуалов "Разговор с Махатмой". Впрочем, дошло и до "Весны", которую "ВВ" приберегли для зрелищного финала. Олег Скрипка, до этого то бравший в руки баян или гитару, то извивавшийся на сцене в причудливом танце, в этот момент вскарабкался по креплениям и завис над сценой: "Воплi Вiдоплясова для вас играли, спевали и WOMAD закрывали" — на этой оптимистичной ноте официально закрылся определенно лучший российский фестиваль этого года.