МОСКВА, 21 сен — РИА Новости. Транспорт в России может стать более экологически чистым уже к середине 2020-х годов, когда в стране начнется переход от использования личного автомобиля к развитию сети общественного транспорта, сообщил РИА Новости в преддверии Всемирного дня без автомобиля директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Константин Трофименко.
Всемирный день без автомобиля (World Car Free Day) отмечается 22 сентября. Традиция зародилась в 1998 году во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Сегодня это движение поддерживается во всем мире. В рамках акции автомобилистам предлагается на один день отказаться от использования личного транспорта, проводятся различные мероприятия, посвященные этой теме.
От автомобильного бума
По словам эксперта, все страны, в которых начинается автомобилизация, проходят одни и те же стадии развития. Например, когда число автомобилей на одну тысячу человек доходит до 100-200, спрос на них возрастает и скоро на одну тысячу жителей приходится уже 500 машин. Такой "автомобильный бум" произошел в США, когда Генри Форд представил автомобиль Ford T, в Европе — после окончания Второй мировой войны, в Японии — в 1970-х годах, в Южной Корее — в 1980-х годах, в Китае — в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
"Абсолютно везде одно и то же — сначала власть утверждает, что транспорт на самообеспечении граждан — пусть экономически активные ездят на автомобилях, а общественный транспорт будет небольшой общественной функцией для бедных и малоподвижных граждан. Затем муниципальный транспорт приватизируется, на рынок выходят частные транспортники, в итоге города приходят к тому, что они стоят в пробках из-за большого количества машин, а общественный транспорт представлен сегментом маршруток. После достижения 400-500 автомобилей на тысячу жителей приходит понимание того, что, сколько дорог ни строить, они не успевают за автомобилизацией — все равно пробки никуда не деваются. При этом крупный бизнес — в первую очередь, машиностроительный — начинает видеть в решении этой проблемы свой интерес", — пояснил эксперт.
До авто-ренессанса
Помочь провести такой "ренессанс" в России, по мнению эксперта, может оставшееся от советских времен наследство в виде достаточно широкой сети железных дорог между городами для поездов дальнего следования и электричек, а также внутри городов — для трамваев.
Тем не менее, в настоящее время власти России, по сути, не развивают сеть общественного транспорта в стране.
"Тенденция в России на развития общественного транспорта на обеспечение каких-то мегапроектов, таких как Сочинская Олимпиада или Чемпионат мира по футболу 2018 года. На местном уровне в Москве "ренессанс" общественного транспорта происходит на наших глазах. Можно сказать, что крупный бизнес вошел в Москву и тут действует. Но это тот редкий случай, когда интересы крупного бизнеса и граждан совпадают", — отметил Трофименко.