ВЛАДИВОСТОК, 20 сен — РИА Новости. Ледорез "Литке" 20 сентября 1934 в Мурманске завершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию, которое началось во Владивостоке. С июля по сентябрь ледорез шел в сложных условиях, однако успешно завершил поход, открыв для других судов путь с Дальнего Востока на Запад.
Ниже приводится историческая справка
Из Владивостока ледорез "Литке" вышел 13 июля 1934 года. Он прошел через Берингов пролив в Чукотское море, однако в районе мыса Отто Шмидта сильные ветра прижали лед к берегу, из-за чего судно не смогло пройти и задержалось на десять суток. В это время моряки провели авиационную разведку местности, однако нового пути не открыли и решили идти заранее намеченным курсом.
Когда из-за смены ветров льды разделились, экспедиция продолжила путь на запад. Уже 4 августа судно достигло бухты Тикси, где пополнило запасы угля. Спустя неделю моряки подошли к островам Комсомольской Правды, где зимовали три парохода Первой Ленской экспедиции, державшей путь в Архангельск.
Преодолеть трудный участок морякам помог ледокол "Ермак", находившийся в этом районе. Он пробил во льду проход, через который ледорез "Литке" вышел по направлению к мысу Челюскина, где экспедицию встречали буксир "Партизан Щетинкин" и пароход "Товарищ Сталин". Ледорез "Литке" провел буксир на чистую воду, а затем вместе с пароходом "Товарищ Сталин" ко 2 сентября вошел в бухту Диксон.
В бухте Диксон ледорез "Литке" оставался до 14 сентября, обслуживая экспедиции, ходившие в Карском море. Через несколько дней, 17 сентября судно прошло пролив Югорский Шар и к 20 сентября встало на якорь в Мурманске.
Главная заслуга ледореза "Литке" была в том, что, пройдя Северным морским путем, он на своем примере показал методику продвижения в сложных условиях Крайнего Севера с поддержкой других судов и тщательной авиаразведкой. В 1935 году тем же маршрутом с востока на запад прошли пароходы "Искра" и "Ванцетти" и с запада на восток "Анадырь" и "Сталинград".
Информация подготовлена на основе открытых источников.