МОСКВА, 20 сен — РИА Новости, Светлана Янкина. Московская биеннале, которая в пятый раз открывается в пятницу, уже имеет свою, пусть и недолгую, но историю. С 2005 года ее основная выставка проходила и в бывшем музее Ленина, и в строящейся башне "Федерация", и в центре ArtPlay, теперь же она разместилась в чрезвычайно удобном для посещения "Манеже".
К приему посетителей подготовились основательно. Во-первых, там заработало кафе — в ожидании открытия полноценного ресторана (в скором времени, как рассказал РИА Новости арт-директор "Манежа" Андрей Воробьев, будет объявлен соответствующий конкурс).
Но главное — теперь там есть игровой центр, куда можно привести детей, если они вдруг утомятся от знакомства с актуальными тенденциями в современном искусстве. Хотя такой поворот маловероятен — куратор основного проекта биеннале "Больше света" Катрин де Зегер наполнила экспозицию множеством занятных, красивых и фантастических объектов, разглядывать которые можно чуть ли не часами зрителям абсолютно всех возрастов.
Кстати, тема времени и соответствия ему является едва ли не главным философским посылом куратора. Она подчеркивает, что в вечной спешке мы забываем о настоящем, и при подготовке к выставке она имела в виду именно потенциал сегодняшнего момента.
Да будет свет
Куратор 5-й Московской биеннале в контексте своей работы над ней цитирует строки Владимира Маяковского "Светить всегда, светить везде…".
"Это очень верно, потому что искусство — оно всегда, так или иначе, о свете", — говорит де Зегер.
Ее посыл развивает тему, которую в последнее время по-разному интерпретируют кураторы из разных стран. В частности, на прошлой Венецианской биеннале, когда куратор Биче Куригер озаглавила свой проект ILLUMInations (ИЛЛЮМИнации), соединив несколько понятий — и "просвещение"/ "освещение", и "нации" / "народности".
Стена подземного уровня "Манежа", где раньше проходили выставки Мультимедиа арт музея, полностью расписаны интернациональной командой, куда вошли Андреа Бьякони, Рикардо Лансарини и Марк Ликари. Кстати, еще анонсируя проект, де Зегер рассказывала, что особое внимание она уделит таким вот сотрудничествам. Она объяснила, что сейчас, в отличие от прошлого века, на смену персональной индивидуальности приходят способы взаимодействия людей друг с другом, и "отношения между ними становятся гораздо важнее того, что есть они сами".
О десяти самых интересных проектах 5-й Московской биеннале читайте в гиде проекта Weekend >>
Их проект Dialogo Illuminato выглядит и декоративно, и остроумно. В погруженном в полумрак зале эта огромная настенная роспись подсвечивается лампочками Artefactos — другого проекта этой же группы, напоминающего какое-то кустарное изобретение на основе старинных велосипедов.
Пространство также освещают сказочное "Воображаемое жилище" с тенями и зеркалами тайваньско-канадского художника Эда Пина, и многочисленные экраны с медитативным видео-артом, словно отменяющим временные границы. Так, видео Виктора Алимпиева "Вытоптать пашню" прекрасно соответствует еще одной теме, заявленной куратором — замедления времени. Его герои интерпретируют танцующую процессию аббатства в Эхтернахе, когда паломники делают три шага вперед и два назад, чтобы в итоге продвинуться на один.
Под светом звезд
Основное выставочное пространство "Манежа" с высокими окнами, через которые виднеются звезды на кремлевских башнях, куратор заполнила крупными, под стать масштабу здания, объектами и инсталляциями.
В первую очередь внимание привлекает инсталляция Альфредо и Исабель Акилисан, чьи объекты увеличиваются в размерах по нарастающей — от батарейки до деревянных саней. Она была создана специально для биеннале с помощью москвичей, пожертвовавших старые лыжи и прочий аутентичный советский и дореволюционный скарб.
Тему перемещений во времени и пространстве куратор логически продолжила инсталляциями Панамаренко "Авиамоделист" в виде гигантского дирижабля и "Без названия" Александра Бродского — абстрактного входа в условное метро.
Напротив них — китайский художник Сун Дун, на прошлой Венецианской биеннале создавший один из так называемых "парапавильонов" — домик с этническим уклоном. Он привез еще одно жилище, на этот раз — своей матери. Десятки горшков, старых пар обуви, упаковок от лекарств и так далее аккуратно разложены рядом с деревянным домиком, символизируя размышления о потере и горе.
В общей сложности на выставке можно увидеть 70 разнообразных проектов, почти половина которых были сделаны специально для "Манежа".
Кроме главного
Помимо основного проекта, в дни Московской биеннале параллельно в Москве пройдут около 60 выставок на 40 различных площадках.
На этой неделе начали свою работу гастролирующая "Утопия и реальность? Эль Лисицкий и Илья и Эмилия Кабаковы" в Мультимедиа арт музее, большая исследовательская работа по искусству 1990-х "Реконструкция" в фонде "Екатерина", выставки "Пляска мертвых языков" Вадима Захарова в ЦУМе и "Фасады" Александра Бродского в галерее "Триумф".
В ближайшее время откроется выставка Джона Балдессари в "Гараже", свой спецпроект "Музей современного искусства: департамент труда и занятости" в рамках биеннале представит Третьяковская галерея, а также во дворе факультета медиакоммуникаций и отделения культурологии ВШЭ 20 современных художников устроят тотальную инсталляцию "Медиадвор".