Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов высказался за законодательный запрет уроков сексуального просвещения детей. По мнению детского омбудсмена, несвоевременная информация об интимной жизни человека может негативно сказаться на психике ребенка.
Никаких уроков сексуального просвещения в российских школах сегодня нет и без всякого закона. Но детский омбудсмен посчитал нужным выразить свою жесткую позицию по этому поводу вот почему. Дело в том, что весной Госдума ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. В этих документах есть ряд положений о том, что при необходимости должны приниматься меры, направленные на просвещение детей, связанное с недопущением сексуальной эксплуатации.
По мнению Астахова, под такой обтекаемой формулировкой конвенции могут скрываться, в том числе, рекомендации о сексуальном просвещении детей. Против чего активно выступает омбудсмен.
Как избегать того, о чем рассказывать запрещено
Позиция уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка в деле просвещения довольно последовательная. Ранее Павел Астахов направлял письменные обращения главе Минобнауки РФ Дмитрию Ливанову и в регионы с предостережением по поводу недопустимости введения уроков полового воспитания в школах.
Прошлой осенью омбудсмен поддержал озабоченных граждан из "Уральского родительского комитета", усмотревших в пособиях по сексуальному воспитанию, которые продаются в книжных магазинах Екатеринбурга, порнографию и растление малолетних. Павел Астахов тогда обратился в прокуратуру Свердловской области: "Прокуратура должна дать оценку действиям книгоиздателей и книготорговцев, допустивших открытую продажу сексуального пособия для детей", — написал детский омбудсмен в своем блоге.
На экспертизу, в частности, были отправлены книги "Что происходит с моим телом" Линды Мадарас, "Как взрослеет мое тело" Валерии Фадеевой, "Сексуальная энциклопедия" Сержа Монтаньи, "Девчонкология" Мелисы Холмс и Триш Хатчисон, а также энциклопедия "Откуда берутся дети". Некоторые из этих книг широко известны во всем мире и рекомендованы детскими психологами и педагогами.
Правда, проведя экспертизу изданий, следственный комитет не обнаружил в книгах признаков порнографии и этим летом вынес постановление о прекращении уголовного дела.
Но позиция Павла Астахова осталась неизменной: "Я являюсь противником любого секспросвета среди детей. Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации", — сказал Астахов в эфире телеканала "Россия 24".
И предложил вернуться к старой доброй "Этике и психологии семейной жизни", которая была введена в начале 1980-х годов в советских школах: "Детям необходимо рассказывать, как избегать преждевременного начала сексуальной жизни, сохранять целомудрие, правильно строить семью, готовить их к выполнению важнейших социальных функций матери и отца в их будущей семейной жизни, ответственному отношению к семье, супружеству, рождению и воспитанию детей", – считает омбудсмен.
У нас в школе секса нет. Но он есть в других местах
Судя по всему, сам Павел Астахов не изучал "Этику и психологию семейной жизни" – этот во многом довольно комический предмет был в программе недолго.
В начале 1980-х годов советских школьников, которые выросли в обществе, где по телевизору говорили, что "у нас секса нет", можно было хотя бы рассмешить рассказами про семейные отношения. Тем более что рассказывали об этом, как правило, учителя биологии или истории, которые получили лишний час в неделю в качестве нагрузки.
Сегодня же, как бы омбудсмен ни старался, дети растут в совершенно иной информационной среде. Все, от чего Астахов хочет их оградить, они узнают не от учителей и не из энциклопедий.
Однако, как бы ни было раскованно сегодняшнее общество, вопросы сексуального воспитания по-прежнему табуированы. Эта тема, как и 20, и 30 лет назад, закрыта, когда речь идет о взаимодействии педагогов, родителей и детей.
В середине 1990-х годов, когда в России еще не устали говорить об угрозе ВИЧ, а цифры заболеваемости сифилисом возросли в десятки раз, были попытки ввести курс полового воспитания в российских школах. Марианна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАН, который участвовал в программе, вспоминает, какой жесткий протест вызывали даже исследования в этой области.
Представители церкви, "общественность", мнением которой у нас обычно прикрывают все запреты, видели в вопросах анкеты, которую давали старшим школьникам, чуть ли не попытку развращения малолетних. "Помню, как наш институт был инициатором всестороннего обсуждения темы сексуального воспитания, мы устраивали круглые столы, куда приглашали родителей, церковь, прессу. К нам приходили люди, которые в одной руке сжимали французскую "Сексуальную энциклопедию", которая только вышла, а в другой — уголовный кодекс. И грозили засадить всех нас за решетку за растление малолетних".
Собственно, в середине 1990-х идея подготовить программу сексуального просвещения для старшеклассников и провалилась. А ведь тогда у российских детей не было ни закона, ограждающего их от вредной информации, ни такого активного уполномоченного при президенте.
Как видно, за последние 20 лет, когда, казалось бы, все было разрешено и любые книги были в свободной продаже, в нашем менталитете мало что изменилось.
Что самое интересное, исследование, которое проводилось в Институте возрастной физиологии РАН, выявило, что почти 80% российских родителей не готовы обсуждать с детьми темы, связанные с половой жизнью, и считают, что это должен делать педагог, врач или другой специалист.
Если же воплотится в жизнь предостережение Павла Астахова, который считает, "что сегодня очень опасно специалистов такого рода подпускать к детям", то россияне так и могут расти с ощущением, что их нашли в капусте.
Но, скорее всего, они залезут в интернет, где вся информация по интересующим с детства вопросам представлена в самом доступном и наглядном виде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции