МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Руководство Сирии выдвинуло ряд важных предложений, касающихся договоренностей по сирийскому химоружию, и передало России доказательства того, что отравляющие вещества использовали боевики, однако изучение этих данных потребует некоторое время. Об этом заявил в среду заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков после встречи в Дамаске с сирийским президентом Башаром Асадом и представителями умеренной оппозиции.
По словам дипломата, переданные Москве свидетельства — это не какие-то выводы, а технические детали и схемы, которые ранее были также переданы находившимся в Дамаске инспекторам ООН, однако не были использованы ими должным образом.
Эксперты прибыли в Сирию 18 августа для проверки заявлений о применении химоружия в Хан аль-Ассале (провинция Алеппо), Шейх Максуде (провинция Алеппо) и Саракебе (провинция Идлиб). Но после того как появились сообщения о химатаке 21 сентября под Дамаском, эксперты направились туда, а затем выехали из страны для подготовки доклада. В документе, представленном в ООН в минувший понедельник, подтверждается, что под Дамаском были применены боезаряды с отравляющим газом зарином, однако изначально в мандат экспертов не входило определение того, кто стоит за химатакой. Это, по словам генсека ООН Пан Ги Муна, может определить только новое расследование инспекторов.
Доказательства и разочарования
"Эти доказательства были ранее переданы господину (Оке) Сельстрему, который был в Сирии, который возглавлял экспертов ООН. Эти эксперты, как вы знаете, несколько дней назад уехали из Сирии, и эти доказательства они увезли с собой", — сказал Рябков на пресс-конференции в Дамаске. "И мы расстроены тем, что к этому не было должного внимания", — подытожил замглавы МИД РФ.
Накануне после переговоров с министром иностранных дел Сирии Валидом Муаллемом замглавы российского внешнеполитического ведомства сказал, что доклад инспекторов ООН — политизированный и неполный, так как не учитывает другие возможные эпизоды применения химоружия.
"Нас разочаровывает, мягко говоря, тот подход, который, в свою очередь, был проявлен со стороны секретариата ООН и инспекторов ООН, находившихся в Сирии, которые селективно и в неполном объеме, без учета обстоятельств, на которые мы многократно указывали, подготовили доклад без сбора материалов по трем другим эпизодам, к чему их настоятельно призывала сирийская сторона, и к чему мы их призывали", — сказал Рябков.
"Без получения полной картины того, что здесь творится, иначе как политизированным, предвзятым и односторонним нельзя назвать характер выводов, к которым пришли эксперты ООН во главе с Оке Селстромом", — добавил Рябков.
По словам замминистра, представители властей Сирии передали ему во время его визита в Дамаск материальные доказательства того, что химоружие в стране применяли боевики, а не армия. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, в свою очередь, выступая в среду на площадке международного дискуссионного клуба "Валдай", сказал, что Россия рассмотрит представленные Сирией документы и материальные доказательства и "конечно же, представит в СБ ООН".
Россия изучит данные и предложения
Вместе с тем, он отметил, что спешки в изучении предоставленных доказательств по химоружия не должно быть. "По поводу того, что за выводы может сделать Россия (из предоставленных доказательств) — это случай для дальнейшего изучения, это займет некоторое время и здесь не должно быть никакой спешки", — сказал Рябков.
Умеренная и непримиримая оппозиция
"Путь к окончательному решению многих проблем, проблем осажденного Алеппо, проблем курдов на северо-востоке Сирии лежит через политическое урегулирование. Сегодня, встречаясь с представителями сирийской оппозиции и национального фронта "за перемены и освобождение", национального координационного комитета, встреча с которым только что закончилась здесь, в российском посольстве, мы подчеркиваем, что получили в этом плане понимание со стороны наших партнеров, не правительства, подчеркиваю, а оппозиционных кругов, что единственный безальтернативный путь вперед — это путь "Женевы-2", — сказал Рябков, отметив также, что Россия не видит "достаточных результатов работы партнеров, прежде всего США, с (непримиримой) оппозицией с целью убеждения их сесть за стол переговоров".
Запад не согласен
После вчерашних заявлений Рябкова о необъективности доклада инспекторов ООН министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, а позже и Генсек НАТО Андерс фог Расмуссен заявили в среду, что не видят оснований для подобных заявлений.
Также немногословно прокомментировал ситуацию и Расмуссен. "Я не вижу причин критиковать инспекторов ООН", — заявил генсек Североатлантического альянса. Кроме того, глава НАТО повторил позицию ряда западных стран относительно того, что химатаку в Сирии устроили власти этой страны, а не боевики оппозиции.
"Лично я не сомневаюсь, что сирийский режим несет ответственность за ужасную атаку с применением химического оружия 21 августа", — заявил Расмуссен, добавив, что угроза внешнего военного вмешательства должна сохраняться, "чтобы поддерживать темп дипломатического и политического процесса". Он заявил, что именно возможность силового вмешательства дала шанс дипломатическому разрешению ситуации.
Представитель генсекретаря ООН Мартин Несирки также выразил мнение, что результаты доклада "говорят сами за себя — это полностью объективный доклад".
Доклад не дает ответа, кто применил
Ранее советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс заявила, что доклад ООН по Сирии якобы подтверждает догадки Вашингтона о том, что химическое оружие под Дамаском 21 августа применили сирийские правительственные силы. Тем не менее, ряд экспертов, в том числе западных, считают, что невозможно по содержанию этого доклада сделать какие-либо выводы относительно авторов химической атаки.
"Высокоточные радары могут обнаружить точки запуска и точки распространения, и эти сведения могут добавить веса аргументам в пользу виновности одной стороны, однако ситуация в Сирии очень переменчива, стороны быстро меняются местами, занимают новые территории, так что даже таких сведений может быть недостаточно. Перехват разговоров или прямых приказов об использовании оружия и точное выяснение того, кто отдавал эти приказы, могли бы добавить аргументов, но все это находится за рамками расследования ООН", — сказал Браун.
Старший менеджер по Ближнему Востоку и Северной Африке департамента IHS по оценке угроз Фирас Аби Али согласен с этой точкой зрения.
"Доклад подтверждает, что химоружие использовалось в нескольких местах. Но мандат инспекторов не предусматривал установления того факта, кто именно применял химическое оружие, и поэтому в докладе об этом ничего не говорится. Однако он ничто не говорит о том, что у оппозиции есть возможность осуществить несколько одновременных химических атак на востоке и западе от Дамаска, о которых говорится в докладе", — указывает Аби Али.