Рейтинг@Mail.ru
Правительство РФ завершает неблагодарную работу по неприятному бюджету - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правительство РФ завершает неблагодарную работу по неприятному бюджету

Читать ria.ru в
Дзен
Несмотря на ограничения российские власти будут поддерживает сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, технически сложные производства.

МОСКВА, 18 сен — Прайм, Лана Самарина, Мила Кузьмич. Правительство завершает формирование проекта бюджета на 2014-2016 годы в условиях мрачных прогнозов и пессимистичных настроений, в результате урезаются расходы по большинству статей, замораживаются тарифы монополий, а накопительная пенсия "молчунов" обнуляется. Минфин нашел для бюджета дополнительные средства у богатых — госкомпаний и нефтяников, однако их оказалось мало: Россия будет больше занимать и меньше накапливать на "черный день".

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>

Опрошенные агентством "Прайм" эксперты назвали бюджет реалистичным, однако не оценили усилия властей по сокращению расходов. Они считают негатив для экономики РФ от ряда инициатив весомее пользы для макроэкономической стабильности, а приоритеты в лице оборонки и исполнения указов президента сомнительными.

"Сам факт ведения подобных разговоров о сокращениях каких-то статей бюджета формирует негативные ожидания у бизнеса, что, в частности, негативно сказывается на инвестициях, которые и так демонстрируют относительно глубокий спад", — сказал аналитик "РИА Рейтинга" Андрей Манько. Он напомнил, что спад инвестиций в августе в годовом выражении составил 4%, а за восемь месяцев — 1,3%.

Неблагодарная работа

Своеобразным эпиграфом к заседанию правительственной комиссии по бюджету стало заявление главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, который на "правительственном часе" в Госдуме в среду охарактеризовал текущую ситуацию в российской экономике как худшую за последние пять лет с момента начала мирового кризиса 2008 года.

"Даже самая тяжелая и неприятная работа, неблагодарная работа рано или поздно заканчивается. Поэтому наша многотрудная деятельность по балансировке бюджета в условиях замедления экономического роста в России и рецессии в Европе также подходит к концу", — отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание комиссии.

Самой неприятной частью этой работы стало сокращение расходов бюджета. По последним проектировкам, расходы в 2014 году планируются в размере 13,98 триллиона рублей, в 2015 году — 15,36 триллиона рублей, в 2016 году — 16,39 триллиона рублей. Для сравнения: в законе о бюджете на 2013-2015 годы расходы 2014 года планировались в объеме 14,21 триллиона рублей, 2015 года — 15,63 триллиона рублей.

Бюджетный маневр предполагает сокращение всех незащищенных расходов на 5% и перераспределение поучившейся части на приоритетные направления. Медведев подчеркнул, что выполнение майских указов президента и защищенных статей бюджета будет финансироваться в нужном объеме.

"Бюджет стал чуть лучше, но он мне по-прежнему категорически не нравится, потому что приоритеты остались прежними: оборонные расходы и безусловное выполнение майских указов президента 2012 года. Я боюсь, что это приведет к тому, что экономика просто надорвется", — прокомментировал директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Заморозим и подожмемся

Несмотря на ограничения российские власти будут поддерживает сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, технически сложные производства. "Будем надеяться, что они все-таки будут становиться более конкурентоспособными, более рентабельными, в том числе за счет ограничения тарифов на услуги инфраструктурных монополий", — сказал глава правительства.

"Если говорить об экономии, начинать нужно, естественно, с себя, показывая пример. Поэтому нужно начинать с государственных структур и с компаний, в которых есть крупная государственная доля", — сказал Медведев.

Министр финансов Антон Силуанов, комментируя ранее решение о заморозке тарифов, отметил, что если поджимается бюджет, то и естественные монополии должны следовать его примеру. Большого энтузиазма у компаний это решение не вызвало, более того, последние недели эфир разрывается от жалоб и угроз со стороны монополий сократить инвестпрограммы, а значит, усугубить и без того непростую ситуацию в российской экономике.

Другое важное решение лежало в социальной сфере — власти наконец договорились по пенсионной формуле, вычеркнув из нее кучу неизвестных. В результате общая сумма трансфертов Пенсионному фонду России в 2014 году составит 2,76 триллиона рублей, в 2015 году — 2,97 триллиона рублей, в 2016 году — 3,24 триллиона рублей, в том числе трансферт на сбалансированность бюджета ПФР — 580 миллиардов, 609 миллиардов и 741 миллиард рублей соответственно.

При этом найден путь и для существенной экономии: решение о сокращении до нуля накопительной части пенсии для "молчунов" сохранит для бюджета 351 миллиард рублей за три года. Дискуссии властей были долгими и жаркими, однако в итоге население и даже профессиональные участники рынка не могут понять, какая же пенсия будет больше — с накопительным элементом или без него.

С миру по нитке

Доходы бюджета на 2014-2016 годы сокращаются из-за ухудшения макропрогноза: экономика будет расти гораздо более медленными темпами, чем предсказывало Минэкономразвития еще в апреле. Таким образом доходы на трехлетку составят 13,6 триллиона рублей, 14,5 триллиона рублей и 15,9 триллиона рублей соответственно. И это притом, что Минфин из последних сил ищет новые источники наполнения казны.

Без учета пенсионных новаций и заморозки тарифов удалось за три года "наскрести по сусекам" 2,3 триллиона рублей — столько составят дополнительные доходы от изменений в законодательстве.

В частности, за три года российский бюджет дополнительно получит от роста акцизов на топливо 55,9 миллиарда рублей, от введения утилизационного сбора на автомобили, произведенные в РФ, — 382,9 миллиарда рублей. Нефтяной маневр, включающий поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты при росте НДПИ и пошлин на темные нефтепродукты, даст 658 миллиардов рублей.

Кроме того, повышается норматив выплаты дивидендов госкомпаний до 35% по МСФО в 2016 году, что принесет казне 106 миллиардов рублей. Впрочем первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов не исключил, что он может быть повышен уже с 2015 года. При этом он подчеркнул, что несмотря на заморозку тарифов и увеличение норматива дивидендов, все инвестпрограммы должны быть выполнены монополиями в запланированном объеме.

Учел Минфин и дивиденды "Роснефтегаза" от предполагаемой продажи 19,5% минус одна акция "Роснефти": как ожидается, в 2016 году они составят 423,5 миллиарда рублей.

Занимай и властвуй

Дефицит бюджета в 2014 году будет на уровне 0,5% ВВП, в 2015 году увеличится до 1% ВВП, а в 2016 году составит 0,6% ВВП. Покрывать его власти традиционно планируют за счет займов и доходов от приватизации.

С последними явно будут проблемы. В проекте бюджета доходы от приватизации существенно снизились по сравнению с запланированными ранее. В 2014 году они составят 196,8 миллиарда рублей, в 2015 году — 158,5 миллиарда рублей, в 2016 году — 99,9 миллиарда рублей.

А вот заимствовать Минфин планирует больше. Государственный долг РФ будет постепенно увеличиваться: по итогам 2013 года он составит 12% ВВП, по итогам 2014 года — 13,1% ВВП, по итогам 2015 года — 14% ВВП. На конец 2016 года госдолг вырастет до 14,3% ВВП против ожидавшихся еще в июле 12,8% ВВП.

"На данный момент выход российского государства на рынки заемного капитала выглядит оправданным, так как процентные ставки на зарубежных площадках находятся на хорошем уровне", — отметил Манько из "РИА Рейтинга".

Россия не только будет занимать больше, но и станет меньше копить: объем Резервного фонда на конец 2016 года составит лишь 3,7 триллиона рублей вместо 4,7 триллиона рублей, которые закладывались при рассмотрении бюджетной политики в июле.

Впрочем, эксперты не видят в этом катастрофы. "Пересмотр прогноза по наполнению Резервного фонда в меньшую сторону в долгосрочной перспективе может быть даже позитивным для экономики России", — отметил Манько. "Безусловно, Резервный фонд в каком-то объеме необходим, и он играет положительную роль, но зацикливаться на нем не стоит", — добавил эксперт.

Цель Минфина накопить в Резервном фонде 7% ВВП откладывается на более долгий срок. "Нам, чтоб чувствовать себя в безопасности, необходимо накопить там 7% ВВП. Но нам неожиданно пришлось перекраивать бюджет, и я считаю важным, что мы остались в рамках "бюджетного правила", — сказал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Ночной дозор для Минфина

Шувалов рассказал журналистам по итогам заседания комиссии, что проект бюджета в целом удалось согласовать, но по некоторым вопросам разногласия остаются. "Он неприятен для министерств и ведомств, поскольку требует сокращения расходов на 5%, сокращения субсидий учреждениям на 2%, при этом есть требование поставить услугу неменьшего качества", — подчеркнул первый вице-премьер.

Времени на переговоры у министров почти не осталось — окончательный вариант должен быть представлен на заседании правительства уже в этот четверг. Ночных бдений главе Минфина не избежать.

"Еще будет материал дорабатываться по некоторым расходам, которые ставили министры социального блока. И Силуанов должен будет эти вопросы отработать до ночи и сегодня поздно доложить премьеру", — сказал Шувалов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала