МОСКВА, 17 сен — РИА Новости. Организаторы ярмарки современного искусства Viennafair, которая пройдет в столице Австрии с 10 по 13 октября, рассчитывают, что ее посетят 2,5 тысячи коллекционеров со всего мира.
С этой целью в течение всего года в разных городах устраивались гала-ужины для потенциальных покупателей. Кроме того, во время работы ярмарки для них снова пройдет специальная дополнительная программа с участием главных венских музеев и галерей, а также форум 20 four 7, ориентированный на будущих коллекционеров. Кроме того, в рамках Viennafair запланирован еще один форум, на этот раз связанный с коммуникацией и взаимным влиянием современного искусства и городской среды — "POLIS 21: Городские интервенции", которым занимается, в частности, основатель венского Музейного квартала Дитер Богнер.
Все флаги в гости
Ярмарка состоится уже во второй раз после приобретения ее российскими владельцами. В общей сложности в ней примут участие более 120 галерей, из них примерно 40 будут из Австрии и 11 — из России.
"Человек пятьсот, как мы рассчитываем, приедет из России. В общей сложности — две-две с половиной тысячи коллекционеров и арт-профессионалов, европейские и из США и Китая. Мы фокусируемся не только на состоявшихся собирателях искусства, но на коллекционерах future to be (т.е. будущих — прим. ред.), которые могут, хотят и будут интересоваться современным искусством. Подтверждение нашей уверенности — то, что "Газпромбанк" представляет свою коллекцию современного искусства именно на этой платформе, и, если консервативные корпоративные институции вовлекаются в этот оборот, то и коллекционеры, безусловно, найдут мероприятие интересным и полезным", — сказал на пресс-конференции в Москве главный акционер Viennafair и председатель совета директоров RDI Group Дмитрий Аксенов.
По словам Аксенова, на данном этапе своего развития Viennafair не претендует на то, чтобы соревноваться с ключевыми ярмарками современного искусства вроде Art Bazel и Frieze: она занимает свою нишу, ориентированную на искусство стран Центральной и Восточной Европы. Так, например, в этом году арт-директоры Кристина Штейнбрехер и Вита Заман сделали акцент на художниках из Грузии и Польши, включив их в программу Vienna Duet.
"В прошлом году у нас была задача, чтобы ярмарка просто имела место — было мало времени на подготовку. Тем не менее, ярмарка была воспринята, люди приехали из любопытства — посмотреть, что русские могут начудить в Вене с современным искусством. Теперь мы видим, что интерес продиктован уже не просто любопытством. Соответственно, мы ожидаем, что это повлечет за собой интерес к формату ярмарки в целом, а также рост продаж и нам проще будет привлекать все больше профессиональных участников, то есть галерей", — отметил главный акционер Viennafair.
В 2015 — без убытков
За прошедший год в структуре ярмарки произошли изменения — проект покинул основатель Skate's Art Market Research Сергей Скатерщиков, что повлекло за собой прекращение деятельности его инициативы — фонда Art Vectors Investment Partnership. Он, как предполагалось, должен был выделять средства на закупку произведений искусства на венской ярмарке — минимум 1 миллион евро в течение пяти лет.
"Это не зависящий от нас проект. Он, безусловно, был интересным и значимым для нас, но на данный момент мы на него влияния не имеем. В прошлом году это была индивидуальная инициатива Сергея Скатерщикова, поэтому мне трудно комментировать, какие у него по этому поводу финальные планы. Естественно, мы приветствуем институциональные инвестиции в современное искусство, стараемся привлечь внимание корпоративных коллекционеров и, в-принципе, в этом отношении у нас есть определённые успехи", — рассказал Аксенов.
Viennafair — проект масштабный и амбициозный, в силу его молодости говорить о прибыли пока не приходится, но уже в следующем году владельцы ярмарки планируют перестать нести убытки, связанные с ее организацией и проведением.
"Прошлый год был инвестиционный, нам хотелось всех впечатлить, но у нас было очень мало времени для подготовки, поэтому были избыточные затраты. В этом году мы тщательнее управляем своей экономикой и уверены, что к следующему году у нас уже будет безубыточность. Хотели, чтобы это произошло уже в этом году, но несколько переоценили свои возможности", — сказал бизнесмен.
Во сколько обходится организация Viennafair, он не раскрыл, заметив, впрочем, что это — "дело накладное".
"Но я могу себе это позволить, тем более что это не благотворительный проект, а предполагающий финансовый результат. Нам по силам", — резюмировал Аксенов.
Помимо финансовой составляющей, на Viennafair серьезное внимание уделяют некоммерческой программе, основной темой которой стала "Школа счастья". В нее вошли различные выставочные проекты, дискуссии и презентации. На этот раз, например, расскажут об Уральской индустриальной биеннале, основной проект которой "Самое себя глаз никогда не видит" был отмечен призом "Инновация", учрежденным Минкультуры и Государственным центром современного искусства. Аксенов вошел в состав попечительского совета ГЦСИ, у которого в рамках ярмарки будет организован собственный стенд. Кроме того, на Viennafair также предложат изучить онлайн-проект по продаже произведений искусства Artlet.com, одним из инициаторов создания которого стал основатель Gridchin Hall Сергей Гридчин.
Одним из нововведений этого года стало появление семейной программы, рассчитанной на родителей и их детей от 2 лет. Она пройдет в специально обустроенном пространстве от частного ESSL Museum.