ОСКВА, 17 сен — РИА Новости. Сельские школы России, попавшие в перечень 54 лучших, имеющих победителей или призеров Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году, намерены и в дальнейшем делать ставки на инновации, профильность и грамотную глубокую работу педагогов с учениками. Кроме того, власти на местах считают, что создание подобного перечня важно для населения регионов — это дает родителям представление об уровне их учебных учреждений по сравнению со школами в других субъектах.
Быть лучшими
Одна из школ перечня лучших сельских школ России — Спасская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области.
"В этой школе есть все: и создание благоприятных условий, и желание учителей работать. Эта школа готовится к тому, чтобы быть лучшей", — сообщила РИА Новости директор департамента образования и науки Костромской области Татьяна Быстрякова.
По данным регионального департамента образования, школа была открыта в 1976 году, в ней учится 41 ученик под руководством 10 педагогов. При школе создано дошкольное отделение, которое посещают шесть детей. В школе работают 10 учебных кабинетов, компьютерный и мультимедийный классы, учебные мастерские, спортивный зал, столовая, библиотека. Занятия в школе проводятся в одну смену.
По программе модернизации образования школьная библиотека обеспечена бесплатными учебниками, для внедрения технологий дистанционного образования на старшей ступени обучения приобретен мобильный дистанционный класс.
Учебное учреждение может похвастаться и коллективом учителей-энтузиастов, которые создают собственные авторские программы, отдельно работают с одаренными детьми, которые становятся победителями районных, областных и всероссийских конкурсов и олимпиад.
За минувший учебный год победителями престижных олимпиад и конкурсов стали семь учеников школы. Около 80% педагогов школы награждены почетными грамотами Министерства образования РФ.
В 2008 году школа выиграла региональный конкурс среди учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В 2012 году школа выпустила золотого медалиста, который успешно продолжает обучение в МГУ имени Ломоносова.
Углубленный процесс и высокие показатели
Ставку на глубокое и многостороннее изучение предметов сделало и другое, попавшее в топ-500 перечня, учебное учреждение — многопрофильный лицей в городе Вятские Поляны, Кировской области.
"В лицее реализуются на старшей ступени обучения несколько профилей, программы повышенного уровня. Углублено идет математика, русский язык, экономика. Учатся в основном вятскополянские ребята. Учреждение большое, особенно начальное и среднее звено", — рассказала РИА Новости начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования Кировской области Людмила Золотова.
Она отметила, что в лицее результаты ЕГЭ выше среднеобластных показателей.
Как рассказала РИА Новости начальник отдела мониторинга качества образования и аттестации обучающихся министерства образования и науки республики Татарстан Лилия Амирова, сельские школы из республики, вошедшие в перечень лучших российских сельских школ, демонстрируют высокие показатели качества образования.
"Например, в Старошаймурзинской средней общеобразовательной школе Дрожжановского района и Лесхозской средней общеобразовательной школе Арского района республики и результаты ЕГЭ, и доля выпускников, набравших более 80 баллов, выше среднереспубликанских показателей, в них нет двоечников. Кроме того, обе школы развивают профильное образование", — уточнила собеседница агентства.
Внимание к детям
Пристальное внимание педагогов к детям является одним из залогов успеха учебного учреждения в целом, считает главный специалист отдела общего образования Минобразования Ставрополья Наталья Любенко.
"То, что в сельских школах победителей олимпиады не меньше, чем в городских, объясняется тем, что на селе много действительно увлеченных своим делом, неравнодушных, инициативных педагогов, которые сами распознают одаренных ребят и развивают их таланты", — считает Любенко.
По ее словам, "ставропольские дети ежегодно участвуют во всероссийской школьной олимпиаде, и каждый год привозят награды". "В этом году во всероссийский этап прошли 34 ученика образовательных учреждений края. В результате четверо стали победителями, еще шесть — призерами. Пятьдесят процентов из них — ученики городских школ, 50 — сельских", — сказала Любенко.
"На Ставрополье работают программы поддержки преподавателей, особенно работающих в селах. Средняя зарплата учителя на сегодняшний день превышает 20 тысяч рублей, что выше средних показателей в экономике региона в целом", — сообщила, в свою очередь, первый замминистра образования Ставропольского края Оксана Романенко.
Кроме того, по ее мнению, за последнее время заметно выросло и качество образования в целом. "Это подтверждают и результаты ЕГЭ. Серьезный рывок в образовании края произошел за счет реализации программы модернизации общего образования в течение последних трех лет", — говорит Романенко.
За это время большинство школ были отремонтированы, оснащены современным компьютерным оборудованием, интерактивными досками. В 34 образовательных учреждениях созданы центры дистанционного образования, добавила первый замминистра.
Важно родителям
Представленный перечень важен, в первую очередь, для населения конкретного субъекта Российской Федерации, считает министр образования и науки Самарской области Владимир Пылев.
Родителю в регионе нужно понимать, что происходит в его городе, селе, районе. При этом важно, чтобы критерии оценки качества образования для всех регионов были едины, но, по мнению министра, не стоит ограничиваться только результатами ЕГЭ и ГИА, достижениями на олимпиадах.
"Очень важно найти критерии, которые смогли бы проследить именно динамику продвижения учащихся, а не конечный результат. Необходимы критерии, которые позволят увидеть, как школа ведет политику социализации детей, воспитательную работу — к примеру, количество правонарушений, совершенных детьми. На мой взгляд, если из года в год в школах с проблемным контингентом этот показатель будет стремиться к нулю, пожалуй, для отдельной категории населения это может быть весьма качественным показателем работы наряду с результатами ЕГЭ", — заявил министр.
Пылев считает важным, чтобы рейтинги школ были общепринятыми, получили широкое обсуждение, так как в противном случае такую систему будут поддерживать только те, кому это выгодно.