Режиссер Владимир Алеников, любимый зрителями за фильмы "Приключения Петрова и Васечкина", "Биндюжник и Король", "Улыбка Бога, или Чисто одесская история" и многие другие ленты, рассказал РИА Новости, почему работа над его последним фильмом "Война Принцессы", который выходит в прокат осенью, затянулась так надолго. Также он раскрыл причину своего миллионного иска к компании "ВКонтакте" и рассказал о причинах бедственного положения российского кино для детей. Беседовала Мария Ганиянц.
- Что сегодня в России происходит с детским кинематографом?
— У нас на протяжении двадцати с лишним лет детское кино исчезло как данность, образовалась зияющая ниша. Тогда как в любой развитой стране каждая серьезная студия половина своей продукции посвящает детям или семейным фильмам. Это очень серьезная статья дохода, один из самых коммерческих жанров. Но наши прокатчики, а за ними продюсеры, считают, что им это не нужно, и в итоге наши дети растут на чужих фильмах, пусть и хороших, но сделанных в другой культуре. А ведь у нас такой замечательный фольклор, такие дивные персонажи!
- О чем ваша "Война Принцессы"?
— Это, по сути, еще одна вариация вечной истории Ромео и Джульетты – очень острая и крайне актуальная сегодня, поскольку ее герои – кавказец и русская. Действие происходит в вымышленном подмосковном городке, где воюют две подростковые банды: приезжие и местные. Армянский мальчик и русская девочка по кличке "Принцесса" влюбляются друг в друга и пытаются противостоять вражде и этнической ненависти. Вышла такая своеобразная поэтическая драма, после которой зрители выходят со слезами.
Все основные роли играют дети 10-14 лет. По-моему, чуть ли не впервые в истории кино самая знаменитая история любви разыгрывается между детьми подобного возраста. Но это сделано не для того, чтобы просто шокировать аудиторию. В нашем фильме это абсолютно оправдано, так как дети в результате исторических и социальных перемен взрослеют гораздо быстрее.
Это чрезвычайно важная история, потому что, прежде всего, в результате национальной вражды страдают именно они – дети. Взрослых в нашем фильме до последней сцены практически не видно. А если они появляются, то "без лиц" — снятыми снизу, с точки зрения детей. Замечательная работа одного из лучших отечественных операторов Максима Осадчего. И художники во главе с Федором Савельевым у нас, кстати, тоже были блестящие. Сейчас все они стали известными мастерами.
- Когда вы решили снимать этот фильм?
— Впервые я всерьез задумался о том, что вообще творится с детьми примерно в 1993 году. Я тогда работал в Голливуде и увидел по телевизору передачу, в которой спрашивают мальчика: "Сколько человек вы убили?", и он отвечает: "А мы не считаем". Потом подстрелили на автобусной остановке одноклассника моей дочки, которая в тот период училась в американской школе. Просто подростки-отморозки палили, куда ни попадя, проезжая мимо в старой машине. Вернувшись в Россию, я увидел, что и у нас в стране происходит огромное количество преступлений, связанных с подростками. Я начал собирать эти материалы и приступил к работе над сценарием.
Сценарий был полностью закончен в 1999 году вместе со сценаристом Денисом Родиминым. Я пришел во ВГИК и попросил порекомендовать мне самого талантливого студента на сценарном факультете, потому что понимал, что не смогу сам написать диалоги — не владею живым подростковым сленгом. Так мы познакомились с Денисом, подружились и стали соавторами. Денис еще работал на картине ассистентом. В фильме использованы реальные материалы о трудных подростках, которые я получал в МВД.
В 1960-е годы в США, где все было очень не просто в плане межэтнической вражды, вышла знаменитая "Вестсайдская история". И многие американцы рассказывали мне, что этот мюзикл очень серьезно подействовал на изменение нравственного климата в стране. Я верю, что когда "Войну Принцессы" увидит широкий зритель, она сможет что-то изменить к лучшему, оказать серьезное влияние на оздоровление общества. Выдающийся педагог, заслуженный учитель России Евгений Александрович Ямбург вообще утверждает, что наш фильм необходимо выдавать каждому школьнику вместе с аттестатом зрелости.
- Почему картина, к работе над которой вы приступили в начале 1990-х годов, только сейчас выходит в прокат?
— Я начал работу над фильмом "Война Принцессы", в котором был продюсером, автором и режиссером, в конце 90-х годов. Но в результате разногласий, которые возникли между мной и инвестором, проект был заморожен. И пока я искал дополнительное финансирование и возможности продолжения работы, совершенно другим режиссером (Олегом Погодиным – РИА Новости) с использованием моего материала был слеплен новый фильм "Триумф". Данный фильм никакого отношения ни к нашему с Родиминым сценарию, ни вообще к искусству не имеет, это чернушная, наполненная киноштампами история о подростке-наркодельце, но в нем, однако же, задействована добрая половина снятых мною и Осадчим кадров. Наши имена, мое и Родимина, стоят в титрах этой "поделки" вопреки нашему желанию и заявлениям.
Не хочу пересказывать подробности этой истории. Факт в том, что я был вынужден отдать права. И на то, чтобы вернуть их себе и тем самым восстановить свое доброе имя, ушло довольно много времени. Но, в конечном счете, все произошло так, как должно быть. С прошлым владельцем прав удалось достигнуть соглашения, так что пару лет назад я, наконец-то, получил возможность доделать свой фильм. При участии международного благотворительного фонда Bright Future International, который занимается помощью нуждающимся детям во многих странах, в том числе и в России, картина была смонтирована, озвучена, проведена большая работа по постпродакшн. Я всегда был убежден, что "рукописи не горят", и, слава Богу, дожил до того момента, когда зритель увидит картину.
В фильме много музыки. Ее создала дебютантка в кино композитор Ирена Скалерика. Три песни написал и исполнил замечательный актер Андрей Жигалов. Еще одну авторскую песню "Увези меня за море милый" поет популярная в девяностых певица Ирина Ежова. Кстати, натолкнула меня на мысль использовать песню Ежовой тогдашняя ее поклонница Наташа Ионова — Глюк’oZa. Она в нашей картине дебютировала в большом кино. Мне вообще очень приятно, что многие из моих тогдашних юных исполнителей стали известными актерами – Лянка Грыу, Артур Смольянинов, Петр Ульянов.
- Когда начнется прокат?
— 30 сентября планируется премьера в старейшем московском кинотеатре "Художественный" в рамках ежегодного кинофорума "Я и семья". Идут переговоры о более широком прокате. Сейчас мы будем пытаться снизить зрительский возраст: в прокатном удостоверении Минкультуры поставили рейтинг 18+, а фильм-то прежде всего для подростков! Это ошибка. Ведь фильм подростками всерьез востребован, фестивальные просмотры это подтверждают.
- В чем суть вашего иска к компании "ВКонтакте"?
— Сейчас я являюсь единственным правообладателем отснятых мною и Осадчим киноматериалов. И я не хочу, чтобы фильм "Триумф", который наносит явный вред моей профессиональной репутации и где мое имя стоит вопреки моему желанию, болтался в широком доступе в интернете. Он давно изъят из сети, остался только "ВКонтакте". Мы неоднократно обращались в эту компанию с просьбой убрать это творение из широкого доступа, но ответа не получали, и, наконец, мои юристы предложили обратиться в суд.
Подача нашего иска, которая готовилась около года, случайным образом совпала с выходом "антипиратского закона", и поэтому огромное количество журналистов дружно написало об этом иске. Но, как часто бывает, информация была крайне неточной, по принципу "слышал звон, да не знает, где он". В итоге меня завалили десятками возмущенных писем. Авторы негодовали из-за того, что я якобы запрещаю смотреть все свои фильмы и в первую очередь ленты про Петрова и Васечкина.
Это, конечно, неправда. Я буду только счастлив, если зрители продолжат смотреть мои старые картины в интернете. Меня искренне радует, что они востребованы, что я по-прежнему получаю письма с благодарностями от новых и, что немаловажно, молодых и даже юных зрителей.
- Вы долгое время работали в США, чем вы там занимались?
— Я был приглашен на работу в Лос-Анджелес после неожиданного шумного успеха моего фильма "Биндюжник и Король" на Лос-Анджелесском кинофестивале (AFI). Неожиданного, потому что это мюзикл, а я показывал его на родине мюзиклов. Тогда же я подписал свой первый голливудский режиссерский контракт. Кроме того, в течение ряда лет я был профессором Лос-Анджелесского университета, преподавал режиссуру в киношколе. На основе этого опыта я написал книгу "Свой почерк в режиссуре". Она вышла пару лет назад в издательстве "Мир искусства", является крайне полезным практическим пособием для начинающих режиссеров, и ее активно используют в киновузах как учебник.
- Сколько фильмов у вас вышло в Америке?
— В США у меня вышло три фильма. Первым был фильм, который в России знают под названием "Феофания, рисующая смерть". Это триллер, действие которого происходит в XII веке, на стыке язычества и христианства.
Вторая картина называлась "Пистолет (с 6 до 7:30 вечера)". Это драматический триллер — история оружия, которое переходит из рук в руки в течение полутора часов. Работа эта о праве гражданского населения на владение оружием и о том, что из этого выходит.
Фильм снят в режиме реального времени, почти без монтажных склеек. В нем всего 15 сложнейших кадров — в обычном фильме их более полутора тысяч. Съемка в реальном времени создает уникальную атмосферу доверия зрителя к происходящему на экране, он понимает, что его не обманывают, игры со временем нет, на экране прошло ровно столько же времени, сколько и в зале. Я получил за него забавный приз на кинофестивале в Страсбурге — "За лучший монтаж". Забавный он потому, что монтажа-то, по сути, и не было, я фильм смонтировал за час, просто отрезал хлопушки. Фильм представлял США в главном конкурсе Монреальского кинофестиваля, получил ряд наград на других фестивалях, в том числе диплом "За выдающийся фильм" на фестивале авторского кино в Белграде. Однако картина не вышла в кинопрокат в США, так как поднялась волна возмущения в защиту исконных прав американцев на ношение оружия. Я ведь в моем фильме доказываю, что это категорически неправильно, приводит к трагедии.
Последняя моя работа в США – год назад я продюсировал фильм "Голливудский мусор" (Garbage), который снял мой сын, сценарист и режиссер Фил Волкен. Это трогательная комедия про двух мусорщиков в Беверли-Хиллз, которые нашли статуэтку Оскара. Фильм был в конкурсе ММКФ, получил главный приз на Голливудском кинофестивале, приз "За лучшую комедию" на кинофестивале в Хьюстоне и ряд других наград. В нем сами себя сыграли Майкл Мэдсен, Уильям Болдуин, Дерил Ханна.