В Москве под эгидой ООН завершилась встреча российских и международных экспертов по ВИЧ и СПИДу. Для России проблема распространения ВИЧ-инфекции все еще остается одной из первостепенных. На сегодняшний день в стране насчитывается чуть менее 1 миллиона ВИЧ-инфицированных. Весьма высокий уровень заболеваемости сохраняется и в странах СНГ. О том, есть ли надежда, что мир справится с глобальной эпидемией, в интервью РИА Новости рассказал председатель группы научных экспертов ЮНЭЙДС (объединенной программы ООН по ВИЧ и СПИДу), профессор Салим Абдул Карим, который 25 лет занимается профилактикой и лечением ВИЧ. Беседовала Ольга Сытник.
— Как вы оцениваете глобальную борьбу со СПИДом?
Еще три года назад, казалось, было мало надежды хоть как-то приостановить наступление ВИЧ. Эпидемия продолжала распространяться и расти, на глобальном уровне ситуация становилась все хуже и хуже. Но за последнее время многое изменилось. Сегодня у нас есть совершенно четкие доказательные данные в пользу того, что эпидемия ВИЧ сокращается. В большинстве стран мира уровень распространения, возникновения новых очагов инфекций стремительно и стабильно сокращается.
Несмотря на это, есть три группы риска, среди которых эпидемия продолжает распространяться и где очень ограничен эффект борьбы с ВИЧ и СПИДом. Первую группу составляют инъекционные потребители наркотиков. Большая часть ее представителей находятся в Восточной Европе и, в частности, в России. Вторая группа – это гомосексуалисты. В большой степени проблемы, связанные с этой группой, затрагивают Северную и Южную Америку. И третья группа – молодые женщины в Африке. В целом именно эта часть населения представляет для нас большую сложность. Мы не смогли и не сможем довести уровень заражений до нуля, если не справимся с этими тремя проблемными секторами.
— Как, на ваш взгляд, обстоят дела с выявлением зараженных ВИЧ в России? И что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию в пользу здорового общества?
Откликом на призыв президента стало то, что миллионы южноафриканцев протестировались на ВИЧ. Этот небольшой урок говорит о важности политической воли, о необходимости в корне изменить подход к проблеме.
СПИД должен стать болезнью, о которой можно говорить вслух. Чтобы больному человеку не было страшно, например, кому-то сказать, что у него ВИЧ. До того, пока страна не сможет это открыто принять и признать, она не в силах справиться с этой проблемой. И кроме того, нужны четкие, хорошо скоординированные действия по борьбе с ВИЧ. Самые разные участники этого общего поля в России должны объединиться и выработать общий план действий.
— Скажите, чем Россия может помочь своему ближайшему окружению – государствам постсоветского пространства в борьбе с распространением ВИЧ?
Краткая справка
В этом году Россия совместно с ЮНЭЙДС начала реализовывать проект по борьбе с распространением ВИЧ и других инфекционных заболеваний в СНГ. Инициатива направлена на усиление эпидемиологического контроля и профилактики в группах населения, подверженных наиболее высокому риску инфицирования ВИЧ в четырех странах СНГ: Армении, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Программа, финансируемая РФ, выполняется Роспотребнадзором и ЮНЭЙДС при участии общественных организаций в четырех странах.
Программа рассчитана на два года. За это время планируется усилить контроль над распространением ВИЧ/СПИД и других инфекционных заболеваний, передающихся через кровь, а также поставить на новый уровень профилактику новых случаев заболевания в группах населения, подверженных наиболее высокому риску инфицирования ВИЧ.
Это не первая международная программа по борьбе с ВИЧ, в которой Российская Федерация принимает активное участие. С 2006 года Россия выделила более $500 миллионов для поддержки международной борьбы с распространением инфекционных заболеваний, включая ВИЧ.