Теленеделя с 2 по 9 сентября
Телевизионный сезон только стартовал, а уже известен его безусловный фаворит. Второй сезон музыкального шоу "Голос" собрал на "Первом канале" многомиллионную аудиторию зрителей и получил огромные рейтинги. О том, как прошел "Голос" в эфире "Первого канала" и об итогах телевизионной кампании на выборах мэра Москвы рассказывает обозреватель Арина Бородина.
Часть первая. "Голос" — рекордсмен по популярности
То, что "Голос" будут смотреть, было, конечно, понятно. Но то, что его встретили, судя по рейтингам, фактически всей семьей как близкого родственника у себя дома за накрытым по такому случаю праздничным столом, все-таки неожиданно.
По итогам прошлого телевизионного сезона шоу "Голос", где четверо членов жюри – Александр Градский, Пелагея, Дима Билан и Леонид Агутин — выбирали лучших вокалистов, прослушивая их "вслепую", ориентируясь только на вокальные данные, стал самым популярным и обсуждаемым телепроектом. Это зафиксировали не только рейтинги. Редкий, фактически единичный для сегодняшнего телевидения показатель: шоу "Голос" с одинаковым успехом приняла и телевизионная аудитория, и пользователи интернета, о чем свидетельствовали многочисленные обсуждения этого проекта в различных социальных сетях.
И год назад, и сейчас "Голос" смотрели даже те, кого уже давно не принято считать телевизионной аудиторией. Но в этот раз ожидания превзошли прогнозы: по меркам нынешнего телевидения рейтинги были ошеломительные. 6 сентября, в пятницу, шоу "Голос" вышло в эфир в разгар вечера, в 21.30. Ровно в это же время и в этой же линейке, как и год назад. К началу показа "Голоса" аудитория "Первого канала" резко увеличилась. А на всех остальных каналах стала сокращаться: зрители уходили смотреть "Голос". Доля музыкального шоу среди всех зрителей старше 18 лет (18+) оказалась также почти вдвое больше, чем среднесуточные показатели "Первого".
Это указывает на то, что значительная часть зрителей "Голоса" была извне: люди включали телевизор сознательно (и думаю, что часто — исключительно) ради этой премьеры. Социальные сети вновь были заполнены сообщениями и комментариями о новом сезоне "Голоса".
О том, насколько популярным было шоу, говорят и цифры. Если год назад первый его выпуск среди аудитории 18+ получил долю по стране 16,7% с рейтингом 6%, а средний показатель шоу за весь сезон, который закончился накануне Нового года, составил 22,2% (максимальная цифра была в полуфиналах в декабре: тогда доля аудитории достигла 24,5%), то 6 сентября 2013 года доля зрителей сразу перескочила за 31% с рейтингом выше 10%.
В последние два телесезона можно по пальцам пересчитать проекты, чья доля аудитории превышала 30%. Среди общероссийских рейтингов с сентября по май такой проект был вообще только один (новогоднее поздравление президента не в счет) – шоу "Один в один". А сейчас в начале сентября у "Голоса" доля сразу за 30%, и у экранов каждый десятый старше 18 лет.
Что смотрели в телеэфире на неделе с 26 августа по 2 сентября. Россия
"Голос" показал полное единодушие предпочтений и москвичей, и жителей других городов страны. Такое тоже бывает редко: рейтинги и доли совпали практически до десятых. В разных возрастных группах "Голос" также попал в лидеры.
Что смотрели в телеэфире на неделе с 26 августа по 2 сентября. Москва
У тех, кому от 14 до 24, от 18 до 30, от 14 до 44 лет, доля "Голоса" в среднем составила 25%. У мужчин в возрасте от 25 до 54% — около 22%.
Женщин, конечно, заметно больше. И тут полное единодушие. И москвички, и жительницы других городов поставили по итогам недели "Голос" на первое место с большим отрывом от всех: в среднем доля 33% с рейтингом выше 11%. Это очень много.
Но самый высокий результат шоу среди зрителей старшего возраста: здесь просто феноменальные цифры и тоже абсолютное превосходство над всем остальным, что было в эфире за последнее время. Среди тех, кому больше 55 лет, доля "Голоса" составила в среднем 36% (по стране – 37,8%) с рейтингом 15-17%. То есть, почти каждый четвертый житель страны старше 55 лет смотрел "Голос" на "Первом канале".
Главным конкурентам "Первого" — "России 1" и НТВ с их премьерами в этот же вечер, конечно, пришлось тяжело. Необъяснимо в принципе — зачем было ставить напротив "Голоса" премьеры своих музыкальных форматов, на которые, судя по всему, на каждом канале хотели сделать ставку? Если НТВ с шоу "Хочу V ВИА-Гру!" получил хотя бы среднюю долю в 10% (программа началась за час до эфира "Голоса", а закончилась, когда шоу "Первого" было в разгаре), то канал "Россия 1" со своей премьерой "ХИТа" провалился просто катастрофически. Не повезло каналу вдвойне: из-за футбольного матча показ премьеры сместился почти на полчаса, и шел просто лоб в лоб с "Голосом" (хотя и начало в 21.00, думаю, мало что изменило бы).
В итоге доля шоу "ХИТ" в Москве составила меньше 5%, по стране в целом – 7%. То есть, по сравнению с "Голосом" эту программу на "России 1" смотрело в пять-шесть раз меньше зрителей.
Мой прогноз по поводу такого контрпрограммирования с "Голосом" был такой: две-три недели показа, и какое-то из двух шоу — "Хочу V ВИА-Гру!" или "ХИТ" — поменяет свое место в сетке. Иначе это будет напоминать самоубийство телепроекта в эфире. Вряд ли "Голос" и дальше будет идти с долей выше 30% (это, прежде всего, яркий показатель эффекта ожидания полюбившейся всем программы), но все равно — в среднем не меньше четверти аудитории должно остаться в зрительских рядах этого главного шоу "Первого канала" и уже явно всего сезона в целом.
В чем же причина такого ожидания и такого оглушительного успеха "Голоса" у таких разных групп зрителей, у людей с радикально отличающимися социальными и возрастными характеристиками? Шоу "Голос" — это, прежде всего, очень честное шоу, от выбора участников до судейства. При иногда несправедливых, вроде бы, решениях, признаваемых потом и самими наставниками. Состав жюри (важно, что канал не стал менять его и в этом сезоне): Градский, Агутин, Пелагея и Билан – это отдельное шоу в шоу. И, похоже, что в этом сезоне, они еще больше вошли во вкус. Кроме того: отличные голоса, неизвестные исполнители (часто не из столиц), уровень таланта, оригинальность, психология поединка, желание самореализации, технологически и драматургически почти безупречная телевизионная постановка.
Недаром победительница прошлого сезона "Голоса" Дина Гарипова стала еще и участницей от России на "Евровидении". Неизвестно, конечно, станут ли нынешние участники "Голоса" такими же любимцами публики, как она, будут ли за них в финале голосовать столько людей, как год назад в декабре. Сегодня можно сказать только одно – интерес к "Голосу" у зрителей большой. Есть огромная потребность аудитории в честном и живом телевидении – вне зависимости от того, развлечение это или информация.
Вот эти 31% аудитории в день премьеры – это как раз кредит доверия к качеству "Голоса" и аванс на новый сезон. И теперь важно, сможет ли "Первый канал" во второй раз полностью оправдать это зрительское доверие и вернуть аудитории кредит. На старте это удалось, как дальше будет – посмотрим.
Часть вторая. Как показывали избирательную кампанию в Москве
8 сентября в Москве прошли выборы мэра. Главой города вновь стал Сергей Собянин.
Выборы главного человека в столице любого государства – событие по политическим меркам весьма значительное, в том числе с точки зрения информационной логики. Но у наших телеканалов давно своя информационно-политическая логика.
К чему она сводилась в эфире в телевизионно-избирательной кампании в период выборов мэра Москвы?
Примерно за месяц до начала официальной агитации в телеэфире, на "Первом канале" почти регулярно стали появляться сюжеты о деятельности Сергея Собянина на посту мэра Москвы. Собянин в кадре инспектировал стройки, дорожные развязки, встречался с ветеранами, и посещал реабилитационные центры. Естественно, о том, что впереди выборы мэра города зрителям новостей "Первого канала" при этом не сообщали.
Получалось, что это были такие случайные встречи градоначальника с жителями столицы. Примечательно, что до этого сугубо городские новости никогда в эфир общенациональных выпусков, а уж тем более в программу "Время", не попадали с такой завидной регулярностью и ежедневной периодичностью.
Потом в эфире "Первого канала" немного стихло. 10 августа на выборах мэра стартовала официальная агитационная кампания, и центр тяжести сместился на другой телеканал. Им стал "ТВ Центр", 100% акций которого принадлежат московскому правительству. Но дебаты кандидатов в мэры, которые по логике могли бы там состояться, так и не начались; по официальной версии — из-за того, что у "ТВ Центра" теперь статус не городского канала, а федерального, дескать, масштаб стал другим. И поэтому дебаты выходили трижды в прямом эфире на информационном канале "Москва 24", чья доля аудитории раза в три меньше "ТВ Центра". Впрочем, зрители, особенно молодые, все равно смотрели дебаты и там, тем самым подняв во время их трансляции долю "Москвы 24" раза в два, иногда больше. Во многом внимание молодой аудитории к дебатам было благодаря тому, что впервые в федеральном эфире в официальном формате принимал участие Алексей Навальный, основной соперник Сергея Собянина на выборах мэра Москвы. До этого у Навального, обычно активно использующего среди протестной аудитории социальные сети, официального телеэфира в таком объеме никогда не было.
А "ТВ Центр" в это время гнул другую линию. Имея статус федерального канала, он, тем не менее, на протяжении последнего месяца, в каждом выпуске новостей давал в эфир по два-три сюжета о городской деятельности Сергея Собянина и почти ничего (совсем коротко) о других кандидатах. А про Алексея Навального на "ТВ Центре" говорили только в негативном контексте. Кроме сюжетов о нем, с 12 августа почти каждый вечер на протяжении двух с половиной недель деятельность Навального подробно "исследовал" Сергей Доренко, которого канал пригласил с авторской репликой работать в эфире именно в период агитационной кампании. Доренко лепил в эфире абсолютно отрицательный образ оппозиционного кандидата. Но за неделю до окончания агитации Доренко из эфира новостей "ТВ Центра" внезапно исчез, а вот многочисленные сюжеты о посещении и.о. мэра Москвы различных районов столицы и встреч с горожанами в неформальной обстановке, никуда не делись. Более того, они лишь увеличились.
С другой стороны, только на "ТВ Центре" и можно было узнать, что 8 сентября в Москве пройдут выборы мэра. На главных телеканалах страны об этой новости молчали почти всю предвыборную кампанию. Не было там такого события. Если зрители по какой-то причине не смотрели телеканал "ТВ Центр", а являлись лишь постоянной аудиторией трех главных телеканалов страны, то они вряд ли могли узнать, что 8 сентября в столице пройдут выборы мэра. Да и о важности каждого голоса на избирательном участке в этот раз по телевизору зрителям ничего не сказали.
Зато примерно за две недели до выборов в федеральном эфире вдруг опять "активизировались" сюжеты о столичной жизни. Сергей Собянин снова замелькал на экране чуть ли не в ежедневном режиме. В новостях "Вести – Москва" Собянин ездил на пригородной электричке, на такси (от Киевского вокзала до Тверской, 13 в сопровождении охраны), ведущий новостей "ТВ Центра" сообщал, что и.о. мэра на встречу с избирателями приехал на метро (картинку, правда, так и не показали). Собянин открывал трассу и ездил на рейсовом автобусе, принимая прямо там доклады от подчиненных (эти кадры обошли все выпуски новостей на "Первом канале", "России 1" и "ТВ Центре"), посещал парки, школьные линейки, детские сады, открывал пешеходные зоны в столице, туннели и комплексы. Неожиданно в программе "Вести", в федеральном, а не городском выпуске, и.о. мэра дал восьмиминутное интервью Михаилу Зеленскому, рассказывая о масштабной реконструкции города. Сюжеты такой продолжительности крайне редко бывают в информационных ежедневных новостях. Даже Владимиру Путину не всегда достается в информационных выпусках столько эфирного времени. Через день в "Вестях" был сюжет, в котором патриарх Кирилл, стоя в кадре вместе с Сергеем Собяниным, на телекамеры благодарил его за восстановление московских храмов.
29 августа на канале НТВ вечером вдруг неожиданно появилось получасовое интервью с и.о. мэра ровно на ту же тему, что и в программе "Вести". Программа называлась "Без купюр. Разговор с Сергеем Собяниным". В программной сетке она не стояла. Вместе с ведущим Владимиром Чернышовым Собянин показывал телезрителям строящуюся Москву, рассказывал о масштабных изменениях в городе и реконструкции "Лужников". Я обратилась на НТВ с официальной просьбой прокомментировать, с чем связано столь внезапное появление такого формата в эфире общефедерального канала с и.о. мэра Москвы. Мне ответили, что комментариев на эту тему не будет.
За два дня до окончания агитационной кампании в программе "Время" вышел сюжет на пять с лишним минут, где Сергей Собянин вдруг подробно рассказал Антону Верницкому о том, как город готовится к зиме по всем направлениям. Верницкий даже спросил Собянина: "Прогноз какой у вас на зиму?". А потом зрителям рассказали о какой-то чудо-трубе, которая поможет улучшить положение москвичей, когда начнутся холода. При этом на главных телеканалах никто телезрителям, например, не рассказывал про готовность избирательных участков, наблюдателей или Мосизбиркома к выборам. Дата 8 сентября в эфире больших каналов не звучала совсем. Видимо, каждый должен был догадаться об этом сам.
И уж совсем неожиданные формы агитации случились под конец кампании. Сергей Собянин стал гостем шоу "Камеди Клаб" на канале ТНТ, которое показали зрителям в 21.00 6 сентября. В программе праздновали день города, который на самом деле начинался только на следующий день! Собянин пришел на шоу не просто как гость, а почти как участник. Он шутил с микрофоном в руках, отпускал реплики и многократно мелькал в кадре. На ТНТ мне также отказались дать комментарии о том, с чем связано появление одного из главных кандидатов на пост мэра Москвы на канале, где раньше никогда не было политической агитации. Да еще в последний день избирательной кампании.
Освещение самого дня голосования в Москве тоже было весьма примечательным. Если 7 сентября, в день города Собянин как и.о. мэра мелькал в телеэфире все же довольно умеренно, то 8 сентября он впервые попал в равное для всех остальных кандидатов положение. В день голосования утром на "России 1" и НТВ зрителям вообще не называли имена и фамилии кандидатов в мэры, а на "Первом канале" и "ТВ Центре" их назвали в алфавитном порядке, и показали портреты.
Поразила программа "Вести – Москва. Неделя в городе", которая вышла в эфир утром 8 сентября на канале "Россия 1". В этой программе был почти десятиминутный блок о проходящем голосовании. Были прямые включения с избирательных участков и от наблюдателей, но вот фамилии кандидатов в мэры ни назвали в этой программе ни разу! Зрители услышали только о том, что их всего шесть, но кто эти люди им рассказывать не стали. Какой информационной логикой руководствовалась программа в день голосования, не называя избирателям фамилии кандидатов, сказать трудно.
Поэтому удивляться тому, как подводили итоги вечером 8 сентября на федеральных телеканалах, уже не приходится.
Именно в этот вечер после летнего перерыва вернулись из отпусков итоговые программы. "Вести недели" на "России 1" рассказали о выборах в Москве только на 58-й минуте своего эфира, посвятив итогам предвыборной ситуации немногим более пяти минут. Впрочем, проценты, которые получили все кандидаты в мэры, согласно предварительным опросам, были озвучены, портреты, имена и фамилии названы.
В "Воскресном Времени" на "Первом" с темы выборов в Москве начался эфир. И на весь блок, включая выборы в регионах, отвели более 12 минут. Только здесь показали, как голосовали все кандидаты в мэры, включая Сергея Собянина с женой и Алексея Навального с его семьей.
И после этого ни на "Первом", ни на "России 1", ни на НТВ не было ни одного специального выпуска новостей об итогах выборов в Москве, впрочем, как ни о каких других выборах в стране в официальный единый день голосования. Для федеральных телеканалов, судя по всему, это была вообще не новость. Общенациональный телеэфир существовал отдельно от главного внутриполитического события страны. Там воскресным вечером шли только развлекательные шоу, сериалы и фильмы.
И только на "ТВ Центре" спецвыпуски выходили каждый час. О ситуации с выборами и комментариями (уж кто какие давал) в режиме нон-стоп зрителям в прямом эфире до утра рассказывали на телеканалах "Дождь" и "Москва 24".
И отдельно, конечно, нужно отметить программу "Неделя" на канале РЕН ТВ. Марианна Максимовская вместе со своими коллегами были единственными, кто из больших федеральных телеканалов вышли в прямой эфир со специальным полуторачасовым выпуском. Такого не было уже очень давно. В "Неделе" были прямые включения, интервью, подготовленные сюжеты, оперативные комментарии. Только там было прямое включение из штаба Алексея Навального, только там дали первое интервью, избранного в этот же день на должность мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, там в студии был и Михаил Прохоров. Коллектив "Недели", несмотря на то, что почти вся информация давалась в эфир с колес, работал как четко отлаженный механизм, показывая высокий класс профессионального мастерства. И зрители это оценили. Эта информация, особенно москвичами, была весьма востребована в телеэфире. Рейтинги спецвыпуска "Недели" были почти вдвое выше показателей канала. Программа стала самой популярной на РЕН ТВ в этот день, хотя прямой эфир шел поздно ночью.
А утром 9 сентября в новостях "Первого канала", "России 1" и НТВ говорили в основном об "уверенной победе" Сергея Собянина. Почти не показывали Алексея Навального, и мельком — других кандидатов. О втором месте Навального, о большом отрыве от остальных кандидатов уже не рассказывали. Лишь на НТВ заметили, что его борьба с избранным мэром была "на редкость упорной". В новостях многократно шли кадры с ночного концерта на Болотной площади в поддержку Сергея Собянина, а вечерний многотысячный митинг сторонников Алексея Навального на той же Болотной, на федеральных телеканалах вообще не показали.
Другие материалы автора читайте на ее странице "Теленеделя с Ариной Бородиной"
В следующий раз "Теленеделя с Ариной Бородиной" выйдет 25 сентября